Найти в Дзене
Собрание

Выдержки из книги Н. П. Павлищевой «Арийская Гиперборея. Колыбель Русского Мира» о А. В. Барченко.

Посвящается светлой памяти большого ученого-этнографа Светланы Васильевны Жарниковой.

«… ищут Гиперборею – «Землю за северным ветром» посреди Северного Ледовитого океана. Главное доказательство расположения древнего континента – карта Меркатора.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

«Где-то за северным ветром Бореем существовала сказочно прекрасная страна, в центре которой находилась главная гора мира – Меру.

Откуда известно? Из многочисленных письменных свидетельств, оставленных древними авторами. И, конечно, свидетельства историков древности. Вот цитата из «Естественной истории» Плиния Старшего (IV, 26):

«За этими (Рипейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью… Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

"В послереволюционной России нашелся человек, поверивший в цивилизацию гипербореев на Кольском полуострове и в невиданные возможности этой цивилизации, — Александр Васильевич Барченко.

Он родился в 1881 году в Ельце, что в Орловской губернии, в семье нотариуса окружного суда. Александр решил заняться медициной, отдавая предпочтение изучению паранормальных человеческих способностей – феноменам телепатии и гипноза.

В 1904 году Барченко поступил на медицинский факультет Казанского университета, а в 1905-м году перевелся в Юрьевский университет.

В 1920 году Барченко был приглашен выступить с научным докладом «Дух древних учений в поле зрения современного естествознания» на конференции Петроградского института изучения мозга и психической деятельности (Институт мозга). Там судьба свела его с еще одним замечательным и талантливейшим человеком эпохи – академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым.

Академик Бехтерев и Александр Барченко не могли не сойтись. С 1918 года Институт мозга под руководством академика занимался поиском научного объяснения феноменов телепатии, телекинетики, гипноза. Наряду с клиническими исследованиями в Институте мозга велась апробация методов электрофизиологии, нейрохимии, биофизики, физической химии. Барченко работал здесь над созданием нового универсального учения о ритме, одинаково применимом как к космологии, космогонии, геологии, минералогии, кристаллографии, так и к явлениям общественной жизни. Позднее он назовет свое открытие «синтетическим методом, основанным на древней науке».

30 января 1920 года на заседании ученой конференции института по представлению академика Бехтерева Александр Барченко был избран членом Ученой конференции на Мурмане и командирован в Лапландию для исследования загадочного заболевания «мерячение», наиболее часто проявляющегося в районе Ловозера.

Ловозеро, расположенное в самом центре Кольского полуострова, тянется с севера на юг. Вокруг тундра, заболоченная тайга, местами сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь, летом не заходит солнце.

Ловозеро. Фото из свободных источников.
Ловозеро. Фото из свободных источников.

Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари, промышляющие рыбалкой и пасущие оленей. Именно здесь, в этом вымороженном пустынном краю, было распространено тогда необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией, а также Зовом Полярной звезды). Им болели не только туземцы, но и пришлые. Это специфическое состояние, похожее на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, иногда возникало и совершенно спонтанно. Пораженные мерячением люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполняли любые команды.

Феномен меряченья проявлялся в том, что целые поселения людей по какому-то внутреннему импульсу, по какому-то сигналу срывались с места, шли куда-то, обычно в те места, где есть северные лабиринты или еще какие-то мегалитические комплексы, проводили там какое-то время, обычно около недели, в совместном действии – ходили внутри лабиринта, танцевали, пели, затем все месте возвращались обратно и продолжали жить обычной жизнью, практически забыв о своем походе.

Барченко пробыл на Севере около двух лет, занимал должность заведующего Мурманским морским институтом краеведения – изучал прошлое края, быт и верования лопарей. Это стало частью подготовки к экспедиции вглубь Кольского полуострова (основной целью этой экспедиции А. Барченко ставил поиск наследия Гипербореи).

А. В. Барченко. Фото из свободных источников.
А. В. Барченко. Фото из свободных источников.

Поисковая экспедиция в Мурманскую область была поддержана лично Феликсом Дзержинским. Что вызвало интерес председателя ВЧК: феномен меряченья, Гиперборея или то, что в более поздние времена здесь были обнаружены большие запасы редкоземельных элементов – можно только гадать.

Экспедиция, снаряженная при участии Мурманского губэкосо (губернского экономического совещания), началась в августе 1922 года. Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии; почти не исследованный учеными Русский Север давно уже привлекал к себе внимание Барченко. В романе «Из мрака» (1914) он пересказал древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией. С тех пор чудь подземная «живет невидимо», а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах («печорах») на границе Олонецкой губернии и Финляндии.

О чуди Барченко услышал вновь по пути к Ловозеру от молодой лопарской шаманки Анны Васильевны: «Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейдозеро и ударились в скалы, и остались там, на скалах, навеки. Лопари их называют “Старики”».

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный мегалит – массивный прямоугольный гранитный камень. Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света. В дальнейшем Барченко выяснил, что, хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски – «сейдам».

Сейд. Фото из свободных источников
Сейд. Фото из свободных источников
Сейд. Фото из свободных источников.
Сейд. Фото из свободных источников.

Кроме того, была обнаружена огромная каменная колонна желтоватого цвета, вблизи которой людьми овладевал безотчетный ужас, и участники экспедиции один за другим стали впадать в состояние меряченья: отзеркаливать слова и жесты, выполнять команды, приходящие извне. По словам проводников из местного населения, колонна была построена исчезнувшим тысячи лет назад народом чудь, по поверьям, ушедшим в подземные лабиринты. Барченко удалось выяснить только то, что меряченье является направленным массовым психозом неизвестного происхождения, но феномену так называемой неуязвимости во время меряченья он объяснения не нашел.

Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшегося священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхней точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро, лежал еще один прямоугольный камень.

Александр Кондиайн записал в своем дневнике: «С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров – Роговой остров, на который одни только лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере.

Всего у Сейдозера путешественники провели около недели.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из «подземных ходов». Однако проникнуть в подземелье так и не удалось, поскольку вход в него оказался завален землей…

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Были сделаны удивительные находки: огромные прямоугольные обтесанные гранитные глыбы, на вершине горы и в болоте – сооружения, напоминающие человеческие лики…

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Участники Лапландской экспедиции вернулись в Петроград глубокой осенью 1922 года. 29 ноября Кондиайн выступил на заседании географической секции Общества «Мироведение» с докладом о результатах своей поездки, который назывался «В стране сказок и колдунов». В нем он рассказал о сделанных экспедицией удивительных находках, свидетельствующих, по его мнению, о том, что местные жители-лопари происходят «от какой-то более древней культурной расы».

Исследования Барченко заинтересовали власть, и вскоре он получил приглашение к сотрудничеству от видного чекиста Глеба Бокия, но впоследствии, и Барченко и Бокия были расстреляны.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников