Найти тему

Не считайте людям уши! Пара вещей, про которые могут не подумать родители, обучающие детей счету.

Оглавление

Вы только начинаете учиться складывать и вычитать? Ваш ребенок уже может принести нужное количество ложек к семейному обеду? Он уже знает названия чисел больше одного? А может быть считает до десяти и почти никогда не пропускает восемь? Тогда хочу рассказать вам о двух вещах, которые удивили меня в свое время, потому что казались мне незначительными, но были важны для детей. Не думаю, что это важно всем детям, но все-таки рекомендую обратить на них внимание - вдруг ваш малыш способен на большее, чем вы думаете!

Вещь первая - что считать

Речь об устном счете. Начну с истории того времени, когда я была еще студенткой, своих детей не имела, а начинал учиться считать мой племянник. Очень смышленый мальчик, осваивал материал играючи (если, конечно, он подан под соусом игры), расправлялся с довольно хитрыми условиями на комбинацию сложения и умножения, и получил от меня очередную задачу:

У мамы и папы по два уха. Сколько всего у них ушей?

Я ожидала, что он даже не задумается, потому что прямо перед этим он решил чуть более сложную задачу про тарелки с яблоками, но племянник задачу не решил. Я так удивилась, что рассказала эту историю маме. У мамы моей опыта преподавания существенно больше, чем у меня: трое детей (а теперь еще и 7 внуков), 25 лет работы в школе, про племянников, соседей и детей друзей семьи, которых ей доводилось учить, вообще молчу. Так мама мне сразу и сказала:

Ну конечно не решит! Ты додумалась - уши считать, их же не видно. Уши можно считать у зайцев, а у людей можно считать глаза.

Мне это было сложно понять до тех пор, пока не начал считать мой родной сын. На первых этапах у него был очень заметный контраст в освоении счета предметов, которые ему легко представить и тех, которые представить сложнее. Маленьким детям очень важен плавный переход от счета с опорой на зрение к счету в уме. Это мы, взрослые, уже привыкли к абстракции и умножаем 2 на 2, а детям надо в уме вообразить двух людей, на каждом из них по два уха - а когда вы представляете себе людей, у них всегда в вашем воображении видно оба уха?

Вот, например фото - обычная фотография нас с дочкой, скормленная ИИ, чтобы он пририсовал нам большие эльфийские уши. Сколько ушей мы видим? Два, три? Можно, конечно, догадаться, что там есть еще и четвертое, но каково это понять ребенку лет 2-5 в своем воображении без опоры на фото?

Другое дело глаза - их прекрасно видно, хотя под них никаких особых фильтров и не устанавливалось. Глаза легко представить и посчитать даже "в уме".

Даже у эльфов глаза посчитать проще, чем уши
Даже у эльфов глаза посчитать проще, чем уши

Вывод 1: если ребенок не может решить задачу, то проблема может быть не в том, что он не способен считать, а в том, что ему дали слишком сложные для представления образы. Можно попробовать спросить его про что-то яркое, интересное, про что-то, к чему он не равнодушен и про что ему приятно думать. Тогда, быть может, он удивит родителей правильным ответом.

Примечание: с более старшими детьми это тоже работает. Количество фотонов в секунду, испускаемых лазером определенной мощности они считают с большим трудом, чем количество пачек чипсов, которые можно купить за имеющиеся у них деньги. Даже если эти дети знают, что такое мощность, и чему равна энергия одного фотона.

Вещь вторая - явное указание на единственное число.

Снова начну с истории из жизни.

На тот момент мне уже иногда доводилось встречаться со школьниками, которые не могут посчитать 3x+x. Можно было, конечно, разными способами объяснить, что мы прибавляем 1x, но они всегда сами догадывались, после нескольких дополнительных вопросов:

Сколько будет 3 конфеты и еще конфета?
Сколько будет 3 машины и еще машина?
Сколько будет 3 тысячи и еще тысяча?
Сколько будет 3x и еще x?

Может быть, мне, конечно, попадались только очень умные школьники, да и не так много их было, но ни разу не удалось услышать неверного ответа на последний вопрос!

А однажды я спросила сына:

В поле работало 3 комбайна и трактор, сколько всего рабочих машин работало в поле?

Каково же было мое удивление, что ответить он не смог. А рабочие машины, кстати, сын обожал, так что первая идея статьи была учтена.

Не получив ответ я решила еще раз спросить, заменив "трактор" на "1 трактор". Получилась, на мой взгляд, точно такая же задача:

В поле работало 3 комбайна и 1 трактор, сколько всего рабочих машин работало в поле?

Но для малыша такой вариант оказался гораздо проще, ответ он выдал сразу!

И, хочу заметить, это не тот случай, когда ребенка приучили взять все числа задачи и сложить их. На тот момент он мог ответить сколько колес у двух (трехколесных) велосипедов, хотя 2+3 вовсе не 6. Он просто не полностью осознал, что существительные изменяются по числам и слово "трактор" всегда означает один трактор, а не какое-то неизвестное число тракторов.

Три паРЫ, четыре паРы, пять паР, 21 паРА... Но если просто "пара" - то одна!
Три паРЫ, четыре паРы, пять паР, 21 паРА... Но если просто "пара" - то одна!

Вывод 2: не надо надеяться, что маленький ребенок уже познал все лингвистические тонкости нашего языка. Обратите его внимание на окончания слов.

Примечание: обобщающие слова тоже неплохо бы натренироваться находить. Нам, например, очень нравится играть в "Назови одним словом". Игра, в которой один человек говорит что-то вроде: "Апельсин, лимон, мандарин - это всё...", а второй отвечает: "Еда". Ну, не поспоришь, если речь идет о плодах.

И напоследок

Любите своих детей независимо от того, в каком возрасте у них получится овладеть устным счетом, и знают ли они слово "цитрусовые"!