11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Этот праздник не столь известен, как воспоминаемое 19 декабря блаженное успение святого и отмечаемое 22 мая перенесение его честных мощей в город Бар.
Святой Николай родился в середине III века в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Из жития мы знаем, что его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время оставались бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а супруги дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.
С первых дней жизни младенца его поведение было необычным: по средам и пятницам Николай вкушал материнское молоко лишь один раз, и то вечером. Это знамение предопределило весь образ жизни будущего святителя – от младенческих пелен до самой кончины угодник Божий проводил среду и пятницу в строгом посте и воздержании.
Став чуть постарше, он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Епископ города Патары видел, что Николай преуспевает в добродетельном житии и устраняется от всего мирского. Архиерей рукоположил избранника Божьего в клирики. Теперь усердный хранитель чистоты Николай стал вести еще более строгую подвижническую жизнь.
Посвятив себя Господу, Николай продолжал усердно заботиться об отце и матери и не расставался с ними до самой их кончины. Будучи постоянно в трудах и молитве, Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все полученное наследство нищим.
Вседержителю было угодно возвести пресвитера Николая в архиерейское достоинство – он был избран архиепископом Мир Ликийских. Весь день святой проводил в трудах и молитвах, но двери его дома не закрывались ни для кого – он всегда выслушивал просьбы людей и помогал им. Владыка для всех стал великим благодетелем: сиротам – отец, нищим – милостивый податель, плачущим – утешитель, обиженным – защитник. При этом он не колебался в обличении ересей и расколов, не боялся стоять за правду Божию.
Угодник Христов дожил до глубокой старости. Когда святитель с молитвой на устах мирно отошел ко Господу, на его погребение в Миры из всех городов Ликийской области собрались епископы, клирики, иноки и множество народа. Тело почившего было положено в построенной им соборной церкви. От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Они источали благовонное многоцелебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление от телесных и душевных недугов.
Святой Николай почитался с глубокой древности и у многих народов. Однако точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазийских Мирах Ликийских и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всему Никейскому царству (так называлось государство с центром в г. Никее, существовавшее в северо-западных регионах Малой Азии в 1208-1261 годах – прим.) и оттуда проникнуть на Русь, где святитель Николай был почитаем с древних времен.
Прямые свидетельства о праздновании Рождества Святителя в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу». В 1556 году в Новгороде был основан монастырь, посвященный Рождеству святителя Николая.
Рукопись со службой этому празднику была писана в Великом Новгороде в лето 7165 (1657 год). Далее след этой службы ведет вглубь России, в том числе в Троице-Сергиеву лавру – именно в лаврской библиотеке был обнаружен еще один список этой службы Рождеству святого Николая. Он датирован 1723 годом.
Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца в России было упразднено. Возможно, потому что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени.
В 2004 году приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храмов и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя.
В Минее на этот день есть богослужебные тексты не только в честь праздника Рождества святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, но также и в память Перенесения Великорецкой иконы святителя Николая из Вятки в Москву.
По материалам «Православной энциклопедии» и сайта «Азбука.ru»