Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Неоднозначный результат Германа Броха - роман «Лунатики»

Роман-трилогия Германа Броха "Лунатики" («Die Schlafwandler») - очень актуален в настоящее время, потому что охватывает три исторических периода и исследует кризис европейской цивилизации на рубеже XIX и XX веков. Каждая из трех частей трилогии посвящена разным эпохам и персонажам, однако все они связаны общей темой распада ценностей и разрушения традиционных общественных норм.


1. "Пазенов, или Романтика" (1888 год): о судьбе Иоахима фон Пазенова, молодого прусского офицера, который пытается найти своё место в мире, где романтические идеалы сталкиваются с реальностью милитаризма и буржуазной морали. Пасенов, символизирующий старую аристократию, испытывает внутренний конфликт между долгом и личными чувствами, что отражает общее ощущение нестабильности и разочарования в эпоху заката романтизма.
2. "Эш, или Анархия" (1903 год). Главный герой, Август Эш, владелец фабрики, оказывается в центре конфликтов, связанных с социальной и экономической нестабильностью. Роман в этой части фокусируется на идее анархии — как в социальном смысле, так и в личной жизни Эшена, который пытается балансировать между своей жаждой власти и желаниями, постепенно утрачивая связь с реальностью.
3. "Хюгенау, или Деловитось" (1918 год) посвящена бизнесмену Вильгельму Хюгенау, представляющему уже новое, послевоенное поколение. В этой части Брох исследует тему упадка всех моральных и духовных ценностей, превращение общества в мир, где господствует культ материального успеха и где человек все больше утрачивает свои внутренние ориентиры. Хюгенау является воплощением цинизма и беспринципности, которые начинают доминировать в послевоенной Европе.

В "Лунатиках" каждый из трех главных героев символизирует определенный этап распада европейского мировоззрения. Брох показывает, как традиционные ценности утрачивают свое значение, уступая место новому, более фрагментированному и лишенному целостности миру. В итоге, трилогия представляет собой размышление о кризисе культуры и духовности в эпоху, когда старые идеалы больше не могут служить ориентирами для человека.

Герман Брох, источник Яндекс картинки
Герман Брох, источник Яндекс картинки

Герман Брох (1886-1951), австрийский писатель, без сомнения, один из самых выдающихся авторов XX века. Его имя по праву входит в число величайших писателей своего времени, и это не вызывает никаких сомнений. По любым критериям в десятку лучших. Однако история Броха — это не только история успеха, но и рассказ о сложностях, с которыми сталкивается каждый талантливый рассказчик, когда стремится выйти за рамки привычного жанра и создать нечто более масштабное — роман.

Брох, будучи признанным мастером новеллы, обладал неоспоримым даром рассказчика. Его короткие произведения всегда отличались яркостью, глубиной и проницательностью. Тем не менее, его собственные амбиции толкнули его на путь создания романа. Это стремление не редкость среди авторов, привыкших к одному жанру, но желающих попробовать свои силы в другом. Однако далеко не всем удается успешно сделать этот переход. И Брох, несмотря на свой неимоверный талант, оказался в числе тех, кто столкнулся с трудностями на этом пути.

Фото Яндекс картинки.
Фото Яндекс картинки.

Это тот случай, который будет еще неоднократно в этом цикле "111 Великих романов с дефектом" встречаться, когда рассказчик, по природе своей рассказчик, замечательный, выдающийся, гениальный рассказчик, каким-то своим личным причинам хочет написать роман. Но это далеко не всем удается. Далеко не всем поэтам, которые хотят написать роман, удается. Далеко не всем великолепным рассказчикам это удается. Ну, короче, они хотят выскочить за грани своей успешной деятельности. Но это редко у кого получается.

В своем стремлении создать нечто эпическое, Брох написал трилогию «Лунатики», состоящую из трех новелл, тексты которых он значительно расширил, чтобы придать им масштаб романа. В результате они потеряли часть своей первоначальной концентрированной силы и стали более «водянистыми». Тем не менее, Брох связал их в единый цикл, объединенный перекликающимися лейтмотивами, надеясь, что таким образом получится целостное произведение, описывающее эпоху, которую он хотел запечатлеть.

Фото Яндекс картинки.
Фото Яндекс картинки.

Вот. Примерно так. На мой взгляд, если бы Брох оставил эти три новеллы в их изначальном, более сжатом виде, мир получил бы выдающийся сборник из трёх новелл. Однако его желание создать роман привело к тому, что произведение утратило ту чистоту и точность, которые присущи его новеллам.

Несмотря на это, «Лунатики» нашли своих поклонников, которых роман приводит в восторг. Я не очень понимаю мотивы этого восторга, поскольку у меня подобного восторга никогда не возникало. Но я должен признать, что это факт. При этом об одном из этих поклонников хотелось бы упомянуть особо

Фото Яндекс картинки.
Фото Яндекс картинки.

Милан Кундера, который считал этот роман одним из величайших произведений XX века и неоднократно восхищался им в своих литературных эссе. Кундера, кроме своей художественной прозы, писал и литературоведческие эссе, которые объединял в книге, и их у него несколько, и во всех этих книгах о романе "Лунатики" написано очень много. Восхищение Кундеры этим романом, вероятно, является чем-то глубоко личным. Эти книги Кундеры есть все на русском, из них можно было бы процитировать сплошные дифирамбы об этом романе. Он этот роман постоянно в течение всей своей жизни перечитывал и все время о нем писал, все время по разному писал, но всегда крайне восторженно. С объективной точки зрения, многие могут не разделять его восторга, но это не отменяет того факта, что «Лунатики» сыграли значительную роль в литературе. Кундера, как фундаментальная фигура в литературном мире, посвятил значительную часть своих размышлений именно этому произведению Броха, несмотря на то, что в других его книгах нет подобного внимания к каким-либо другим произведениям

Фото Яндекс картинки.
Фото Яндекс картинки.

Стоит также отметить, что «Лунатики» были изданы на русском языке лишь один раз, и перевод этого сложного и многослойного произведения оставляет желать лучшего. Возможно, именно это повлияло на его восприятие русской аудиторией. Не зная немецкого языка и не имея возможности сравнить с другими русскими переводами, конечно сложно делать объективные выводы... Поэтому, может быть, частично ещё и в этом дело. И, может быть, стоило его перевести более профессионально на русский язык. Пока никто больше не захотел его переводить и переиздавать после этого не захотел. И как-то он прошёл вообще среди русских читателей совершенно незаметно, я бы так сказал.
История Германа Броха —
это пример того, как сложно пересечь границу между разными жанрами, даже для самых выдающихся писателей. Его путь служит напоминанием о том, что творческий поиск и амбиции не всегда приводят к успеху, но они, безусловно, обогащают литературу новыми, уникальными произведениями. А австрийская новелла это вообще что-то выдающееся в литературе XX века. А Брок даже среди австрийской новеллы - это самая высокая вершина. А ему захотелось сделать роман. Такие попытки чаще всего, даже при том, что они кого-то могут восторгать, приводят в принципе к неудачам.

И об этом мы будем говорить ещё, наверное, не раз в этом цикле "111 Великих романов с дефектом". Тем не менее, Брох остается ключевой фигурой в литературе XX века, и его попытка выйти за пределы привычного жанра заслуживает внимания и уважения, несмотря на неоднозначные результаты.

111 Великих романов с дефектом | Кабанов // Чтение | Дзен