Найти тему
Солянка

Густав Хоканссон и его "гоночный" велосипед.

На переднем колесе видим счетчик одометра, т.е. пройденного расстояния.
На переднем колесе видим счетчик одометра, т.е. пройденного расстояния.

Про Стального деда есть куча однотипных заметок в прочем Инете. Фото - там же. Меня больше интересует его велосипед и формат прохождения гонки.

А ехал он на обычном дорожном велосипеде. Это сейчас дорожник в 17 кг кажется чем-то чугунным. В то время делали на славу, не жалея металла на раму. Поэтому осмелюсь предположить, что его вел весит 20-22 кг. Как подумаешь про стальные обода и тяжеленные металлические крылья, брр... И всё это счастье надо крутить в горки на единственной передаче.

Кстати, насчет неё. СССР с его ХВЗ "Украиной", проектировавшейся в южных степях и соотношением 48/19 мне до сих пор непонятны. Ну неудобно это, если местность холмистая, а здоровье не у всех богатырское. А вот загнивающая Европа делала велы с соотношением 48/24, т.е 2/1, что позволяет ехать по ровному до 20 кмч и непринужденно залазить в крутые горки. И у меня подозрение, что Дед ехал как раз на таком соотношении. Хотя см. последний абзац.

Стратегия Деда - едем пока едется, сон на лавочке только на 3 сутки. Трое суток не вылезая из седла - это точно эргономика должна быть на высоте. И Густав не прогадал, поехав на своем обычном дорожнике с комфортным кожаным седлом на пружинах. Обычная вертикальная посадка, никаких занижений и гоночных рулей с провалом вперед и переносом веса на кисти рук. И шею никуда не надо тянуть, вытягивая голову вперед. Вы же в курсе, что на всеми заочно любимом ПБП более половины сходов из-за проблем с шеей? А тут - комфортная посадка как на домашнем стуле и по сути страдает только Ж. Но, думаю, там было дело привычки. И обратите внимание, без памперсов, обычная повседневная одежда. То ли люди (и деды) были железными, то ли обычные труселя в сочетании с пружинным кожаным седлом дают отличный результат от натираний.

Динамка. 3 суток без остановок... По любому пришлось включать по ночам, чтобы хотя бы обозначить себя на дороге (а больше от 6 В лампы накаливания ночью ожидать не стоит). После прикладки ролика к покрышке вел становится тяжелей на ходу. Да уж, тяжело было Деду по ночам. И так режим сбивается, так ещё и динамка жрёт твои силы на педалирования. Ездил с динамкой раньше , как будто с полунажатым передним тормозом.

Из сумок - 2 небольших сумки по бокам багажника. Плюс сама площадка багажника, чтобы быстро сбросить на неё снятую кофту и куртку.

Одежда. Современников может удивить мода тех времен. Мешковато висящие штаны, например. На самом деле не такой уж и плохой выбор, лучше внутренний микроклимат, нигде ничего не жмет и не натирает. Ботинки кожаные по щиколотку (а может и выше, по типу современных берцев) - жесткая подошва для многочасового давления стопами на педали, высота ботинок не позволяет дорожной пыли и и камушкам попадать в носки.

Рюкзаком не пользовался. Вообще, по моему скромному опыту, лучше ехать без рюкзака - не нарушается кровообращение в руках, шея не затекает, лучше маневрируешь и работаешь корпусом на подъемах. Дед, видимо, тоже это хорошо понимал.

Ещё пара замечаний по приведенному фото.

-2

Шатуны мне сильно напоминают современные детские, когда сами шатуны составляют единое целое с осью. Слишко они плавно входят в узел каретки, чтобы иметь крепления на клинья или квадрат.

Переднего тормоза нет вообще. Задний ножной тормоз во втулке типа Торпедо зависит от наличия цепи. Цепь слетела - тормозов нет. Это при том, что на одном фото человек рядом с Дедом катит на велосипеде с передним барабанным тормозом. Пускаться на 3000 км с одним ножным тормозом - это достаточно смело.

Звонок расположен очень низко на руле. Сразу и не сообразишь, что это сделано для того, чтобы звонок не мешал переворачивать велосипед "вверх ногами" для работы с колесами или регулировки натяжения цепи.

Ну и не забываем дорожные условия тех времен. Хоть и Швеция, но все же в те годы не везде был асфальт. Помогли ли на грунтовых участках Густаву его обычные дорожные 40 мм покрышки? Возможно.

Видимо, на период гонки особо сильных дождей не было. Во всяком случае в Рунете ни один автор не упоминает (эх, Густав, где твой дорожный дневник?).

И в конце попробую прикинуть его скорость. Всё-таки гонка и, читая другие статьи и опираяясь на прозвище "Стальной дед", невольно представляешь себе такого спринтера с бородой, реально уделавшего прочих спортсменов. Но буду опираться на скудную информацию. На третий день полиция потребовала пройти медосмотр. Пройдено 156 миль. 156/3 дня и переводим в километры, умножая на 1.6. 83.2 км в день. Если взять на веру, что он двигался без больших остановок, то 83.2/24 часа. Итого примерно 3.5 км/час. Это очень немного. Понятно, что он не ехал действительно 3.5 км/ч. Были, вероятно, и спуски со скоростями до 30 км/ч, и равнинные участки со средней в 15-20 км/ч (учитывая, что он ехал на односкоростном велосипеде и скорость мог регулировать только ускорением кручения педалей, каденсом). В остальном такая медленная средняя скорость объясняется возрастом, дорожными условиями и рельефом, который в случае затяжных или крутых подъемов Дед мог выходить пешком. Можно конечно найти географическую карту Швеции и посмотреть перепады высот по ходу гонки.

П.с. История Густава Хоканссона, едущего без остановок впереди основной гонки сильно напоминает мне два других эпизода. Это история другого деда, австралийского фермера Клиффа Янга, победившего в свермарафоне в резиновых сапогах - он вообще не спал всю дистанцию и бежал не графику остальных спортсменов, сам по себе. И второе - это фильм Тур де Шанс, фильм про уволенного манагера, решившего проехать весь маршрут Тур де Франс за день до официального старта. В этом фильме герой тоже шёл вне зачёта, но, как и Дед, быстро приобрел популярность.