В современной индустрии видеоигр, как в кино и в музыке, есть свои жанры которых не мало. Начинающий геймер сразу и не разберёт отличия в некоторых из них. Пора устранить пробел знаний в этой области.
Жанр определяет заложенные в игру механики. Как располагается камера, есть ли в ней головоломки, какие задания в ней предстоит выполнить, какое оружие и др.
Аркады
Самые старый из жанров. В этих играх максимально простое и понятное управление, короткий и интенсивный игровой процесс. Пользователю не нужно обучаться сложным механикам и процессам игры. Сейчас жанр аркад снискал себе новую жизнь в мобильных устройствах. Одни из первых аркад были «Computer Space» и «Pong», а спустя время вышла популярная по сей день аркада «PacMan».
Шутеры. FPS - First Person Shooter
Самый полярный вид шутеров - от первого лица. Суть простая, камера имитирует вид из глаз, оружие в руках. Перекрестие для стрельбы из оружия совпадает с центром экрана, а соответственно и с направлением взгляда. Такой жанр стал популярен ещё в 90-е годы с появлением «Doom» и «Wolfenstein 3D». Из-за этого игры такого плана начинали называть Doom-клонами, а сам жанр «Doom».
Но первой игрой геймплей которой напоминал современные шутеры от первого лица была «Maze War» (1973 г).
С появлением других игр FPS в жанр вносились сюжет, головоломки, возможность управлять транспортом и др. На данный момент самыми узнаваемыми представителями жанра являются «Call of Duty», «Counter Strike» и «Metro».
Шутеры. TPS - Third Person shooter
В этом жанре шутеров персонаж виден на экране, а вид камеры направлен из-за спины или плеча. В данном TPS игрок уже не привязан камерой к направлению стрельбы. Может пользоваться особенностями выглядывая из-за укрытия не подставляясь под огонь.
Двумерные шутеры от третьего лица существовали ещё со времён «Spacewar» (1962 г.). Но в 90-е появились игры, которые в большей степени соответствовали современным TPS. К ним можно отнести «Cyber Sled» (1993 г.) или «Virtuoso» (1994 г.)
В современных шутерах граница между этими двумя жанрами весьма условна, ведь в игре может быть предусмотрен как вид от третьего лица, так и от первого.
Хорроры (Horrors)
Игры-страшилки предназначены для того чтобы пугать игроков своей атмосферой, скримерами, сюжетом и музыкой. Хорроры активнее щекочут нервы, чем фильмы ужасов. Именно в игре ты полностью погружаешься в процесс, атмосферу, а не являешься наблюдателем. От твоих действий зависят скрипты с пугающими моментами. Хорроры черпают вдохновение в литературе и кинематографе. Первые игры данного жанра появились на рубеже 80х-90х. Речь о «Splatterhous» и «Alone in the dark».
На ранних этапах хорроры не ограничивались аркадами и квестами шутеры «Doom» и «System Shock» тоже содержат элементы хорроров на примере декораций и монстров. Сегодня чтобы испытать себя на прочность можно поиграть в «Alan Wake» или «Phasmophobia».
Экшен (Action)
Жанр игр с очень интенсивным и динамичным геймплеем. Он подходит тем игрокам, кто хочет отдохнуть головой, делая упор на зрительную моторику и скорость реакции. К экшен-играм может быть отнесена любая игра, где победа над противником обеспечивается благодаря физическому превосходству (лучшим прицеливанием или меньшем временем реакции). Если в игре есть головоломки, они должны быть достаточно просты, поскольку игрок находится в состоянии большой нехватки времени.
Термин «экшен-игры» начал использоваться в начале 1980-х годов, чтобы отличать эти новые игры с упором на персонажей от космических шутеров, которые ранее доминировали в индустрии видеоигр.
Ролевые игры. RPG (role-playing game)
Основой является боевая система и прокачка персонажа: способности, умения, навыки и оружие. Вы вольны выбирать что прокачивать, а что нет, проходите игру в удобной манере, как действовать в той или иной ситуации, с кем строить дружеские отношения, а с кем воевать. Так же особенностью является сюжет и открытый игровой мир с множеством нелинейных побочных заданий.
Первой компьютерной ролевой игрой является The Dungeon (1975 г.). Текстовая приключенческая игра, в которой нужно исследовать подземелья, сражаться с монстрами и находить сокровища.
Современные RPG могут похвастаться большим разнообразием сеттингов на любой вкус. Залипнуть на несколько десятков часов можно в таких играх как «The Witcher», «Horizon», «TES Skyrim».
Симуляторы
Игры в которых с точностью отражается реальная деятельность. Управление каким либо транспортом (поезда, самолёты, грузовые и легковые автомобили), симулятор жизни или какой-либо работы. Эти игры способны погрузить геймера в процесс чужой работы, научить концепциям и тонкостям, но в облегчённой форме, для того чтобы геймплей не наскучил.
В 1970 «Sega» выпустили коммерческий аркадный авиасимулятор «Jet Rocket».
На сегодняшний день существует очень широкий выбор симуляторов, в которых весело и с пользой можно провести время.
Файтинги
Жанр в котором имитируется рукопашный бой в ограниченном пространстве, называемом ареной, малого числа персонажей. Игры такого вида нацелены на соревнование между игроками, а не их сотрудничество. Самой первой признанной игрой жанра считается тайтл «Heavyweight Champ» (1976 г.). В 1987 году свет увидела первая часть серии «Street Fighter», одна из самых известных франшиз в жанре.
А уже после «Street Fighter» вышел самый узнаваемый файтинг - «Mortal Kombat». Следом за ним и менее узнаваемый «Tekken».
Стратегии
В таких играх для победы необходимо применять стратегическое мышление, уделять внимание планированию, логистике и распределению ресурсов. Под управление игрока попадает не один конкретный персонаж, а условные массы.
Стратегии как жанр берут своё начало от настольных игр перенесённых на виртуальные машины.
И первой пошаговой стратегией стала «Invasion», выпущенная на консоль «Magnavox Odyssey». Игра представляла из себя адаптацию настольной игры «Риск». По-настоящему полноценной компьютерной стратегией стала «Computer Bismarck». Среди стратегии геймеры тоже смогут найти подходящую им игру.
Платформеры
В играх данного жанра основу геймплея составляет прыгание по платформам, лазание по стенам и лестницам, сбор монет или их эквивалента, необходимых для победы или прохождения уровня. Как правило это игры 2D формата. Многие игры подобного жанра характеризуются нереалистичностью, рисованной мультяшной графикой. Персонажами часто бывают вымышленные существа. Данный жанр появился в начале 80-х. Первые задатки можно было заметить в аркаде «Space Panic» (1980 г.). Годом позже вышла культовая «Donkey King» (1981 г.)
Современные платформеры не уступают по графике недорогим тайтлам. В данном жанре тоже можно провести не один вечер.
Интерактивное кино (Full-motion video)
Игры в стиле кино, которые представляют свой геймплей в кинематографической, скриптовой манере. Игрок наблюдает за происходящим от третьего лица и может управлять одним или несколькими персонажами, влияя на дальнейшее развитие событий. Проходя игру заново можно менять решение, тем самым получать новые концовки и ветви сюжета.
Визуальные романы (visual novel’s )
В данном виде игр зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных или анимированных изображений, а также звукового и музыкального сопровождения.
В таких играх, как правило, мало интерактивности, достаточно лишь выбрать вариант ответа диалогах.
Помимо перечисленных есть ещё много жанров, которые либо являются поджанрами, либо не настолько популярны. Посмотрев на такое большое разнообразие жанров видеоигр становится понятно, почему геймеры бывают разного возраста и пола. Здесь каждый может найти себе игры по-душе, на любой вкус.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи о видеоиграх.