Найти в Дзене
ЭлейнБо

Памятка для учителя о снижении школьной тревоги у учеников младшего школьного возраста

Школьная тревога – это беспокойство детей, связанное со школой (уроками, одноклассниками, учителями, происходящими в её стенах ситуациями и т. п.) и причиняющее им ощутимый внутренний дискомфорт.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Как учителю помочь ученикам снизить тревогу

1. Поддерживайте личный контакт – это залог взаимоуважения:

- старайтесь называть учащихся по имени либо по фамилии-имени (например, когда проверяете отсутствующих в журнале), но ни в коем случае не по фамилии. Данный подход позволяет школьникам понять, что вы их уважаете как личностей;

- пробуйте поддерживать визуальный контакт с каждым ребёнком (глаза в глаза), когда обращаетесь к нему или общаетесь с ним. Так вы показываете ученикам, что относитесь к ним и ко всему, чем они готовы с вами поделиться, с вниманием и заинтересованностью, а значит увеличиваете их доверие в свой адрес.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

2. Правильная оценка учителем детей, склонных к тревоге – одна из основ их самоуважения к себе:

- периодически искренне давайте позитивную оценку поступкам детей. Причём делать это стоит не только тет-а-тет, но и при других учениках и взрослых (это позволит повысить самооценку школьников и снизить ощущение беспокойства);

- не стоит прямо и при всех критиковать детей. Лучше поговорите с каждым ребёнком наедине, когда появляется такая возможность, и постарайтесь объяснить, в чём конкретно он был не прав, не переходя на личности. Например, вместо таких «комплиментов», как «лентяй», «растяпа», «тугодум», «бессовестный» и др., попробуйте использовать то, что его может вдохновить на преодоление возникшей проблемы: «Я верю, что ты можешь это сделать», «Уверен(а), если ты ещё немного постараешься, то обязательно напишешь данное предложение правильно/выучишь стих/решишь пример и т. д.»;

- не сравнивайте школьников, которые слабо успевают, с теми, кто уже добился высоких результатов в классе (якобы в целях повышения успеваемости). Такой метод ещё больше понижает самооценку и веру в собственные силы. Дети со сложностями в обучении могут принять решение вообще ничего не делать, чтобы каждый раз не сталкиваться с подобным отношением к себе. Для снижения уровня тревоги у учеников и повышения их мотивации к учёбе попробуйте сравнивать их результаты с их же собственными, «вчерашними» достижениями;

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

- старайтесь поощрять своим одобрением желание детей задавать вопросы. Даже если вопросы будут не особо грамотными или отражающими не столь важные детали, всё же пробуйте найти и в данном случае что-то положительное. Так вы научите школьников выражать и отстаивать своё мнение, не боясь быть осмеянными окружающими;

- не делите учеников на «плохих» и «хороших», на успевающих и отстающих. Поверьте, в каждом ребёнке, если узнать его получше, можно найти что-то, в чём он молодец и чем может по-настоящему гордиться (пусть даже и не совсем связанно с учёбой). Попробуйте это разглядеть и начать поддерживать учащихся в их позитивных особенностях. Данный шаг позволит детям почувствовать себя намного комфортнее: тревога начнёт снижаться, а у менее успевающих детей появится шанс ещё и на повышение учебной мотивации.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

3. Устанавливайте чёткие и долгосрочные правила («без подвохов»):

- чтобы снизить тревогу детей, надо постараться убрать неопределённость из критериев оценки устных ответов и письменных работ. Всё должно быть конкретно и чётко. И самое главное – постараться не отступать от этих правил;

- из-за того что дети, испытывающие тревогу, часто «проваливаются» в свои внутренние переживания, они могут пропускать на уроке «мимо ушей» много устного материала. Чтобы помочь им усвоить всю необходимую информацию, обязательно записывайте на доске тему и план занятия – так они будут видеть, с чем и в какой последовательности им предстоит работать на уроке;

- если это никак не помешает планам учителя, то ему лучше заранее предупредить учеников, у которых наблюдается повышенная тревога, о том, что их будут опрашивать на следующем занятии. Так они смогут качественнее морально подготовиться к данному «испытанию».

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

4. Снижайте уровень внутреннего напряжения у детей, склонных к повышенной тревоге, на самом уроке:

- лучше всего спрашивать тревожных детей в середине урока, т. к. в начале занятия уровень их стресса подскакивает очень высоко. Проводить опрос таких учеников в конце урока – тоже не выход: они будут ожидать своего времени ответа от самого начала занятия и не смогут внимательно слушать учителя и ответы остальных одноклассников, а также спокойно выполнять предложенные всем задания;

- выделите школьникам, испытывающим тревогу, время на обдумывание ответа, если решили задать им вопрос по изучаемому материалу. Вы также можете предложить им ответить в течение урока тогда, когда они будут готовы сами;

- старайтесь не повторять дважды, а то и трижды вопросы, заданные ученикам, склонным к тревоге. Каждое повторение только усиливает их беспокойство, лишая возможности дать хоть какой-то вразумительный ответ;

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

- не ведитесь на действия «провокаторов», которые своим вызывающим поведением создают трудные ситуации на уроке и вынуждают вас «взрываться» (это автоматически усиливает страх у тревожных детей – что и на них за компанию могут накричать). Задача таких учеников – заставить вас злиться, «срываться» и прибегать к различного рода наказаниям в их адрес. Они как будто «хотят», чтобы вы «потеряли контроль» над собой, и «получают удовольствие» от того, что вы покажете себя перед всеми не с самой лучшей стороны.

Они ведут себя так потому, что в их жизни много проблем: эти дети скорее всего столкнулись или сталкиваются достаточно часто с трудностями за пределами школы. Причём с такими, к каким их «маленькие плечи» ещё не готовы. А помощи ждать, увы, не приходится. Зная это, вы можете посмотреть на них с другой стороны и в рамках урока попробовать сделать следующее: соберите всю свою волю в кулак и постарайтесь оставаться невозмутимыми при любых выходках данных учеников (не попадайтесь на их «крючок»). Затем включите фантазию и предпримите вместо замечаний и наказаний какое-нибудь действие, которое они никак не ожидают от вас (например, переключите внимание класса на что-то более интересное или просто весело пошутите). В противном случае гнев и наказание станут системой по отношению к данным школьникам, что сильно скажется и на тревожных учениках;

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

- разжигайте в детях позитивную учебную мотивацию, которая будет основана на интересе к знаниям через игровые занятия и необычные подходы к заданиям, а не на страхе перед строгостью учителя и наказаниями. Если школьники испытывают негативные эмоции на уроке, то мотивация станет слишком кратковременной – только на тот момент, пока ученики боятся учителя. Для здоровья преподавателя это тоже не особо хорошо, т. к. ему придётся расходовать очень много сил на поддержание дисциплины и собственного авторитета в классе. Что может привести его к эмоциональным перегрузкам и даже «выгоранию», к проявлениям которого тревожные дети особенно чувствительны;

- постарайтесь найти «общий язык» с наибольшим числом учеников в классе. Не переживайте, если кто-то будет держать с вами достаточно серьёзную дистанцию (чаще всего это как раз относится к детям, испытывающим тревогу и страх – они всё время «настороже»). Просто попытайтесь войти в их положение, показав, что вы уважаете их личностные границы и не стремитесь их нарушать (так они почувствуют себя в большей безопасности, и ощущение тревоги у них начнёт снижаться автоматически).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Успехов вам и терпения в вашем нелёгком, но бесценном труде!

Опора на сайты:

Школьная тревожность: причины и пути преодоления
Как избавиться от тревожности учеников на уроке? Советы для учителя и упражнения для ученика