Родители часто обращаются ко мне, как к психологу, специалисту по работе с семьёй по вопросам организации питания.
И такие обращения постепенно перерастают в длительную терапию семейной системы, в которой участвуют все члены рода. Те, которые не меняют собственных паттернов поведения ( например бабушки и дедушки, тети и дяди) .
В этот список нейтральных участников может быть включен папа ( если у него достаточно консервативные взгляды на вопрос, остро стоящий перед клиентом, обратившимся в терапию). . Есть в этом длительном терапевтическом процессе члены семьи, которые косвенно начинают трансформировать своё поведение, включаясь в процесс личностных изменений самого клиента.
В любом случае терапия идет с одним человеком, а трансформации происходят со всеми окружающими людьми.
Клиентка обратилась с просьбой подсказать сказку для коррекции пищевого поведения мальчика 11 лет. И сочинять новую историю про пищевые привычки и их связь с социумом и здоровьем человека можно, лишь почерпнув базу уже имеющихся народных сказочных историй про еду.
Например, русская народная сказка "Лиса и журавль".
Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль стук-стук носом, стучал-стучал по тарелке, ничего не попадает.
А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала.Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Этапы работы над сказкой.
1 этап Прочтение и вопросы : как по твоему про что эта история?
чем эта сказка похожа на нашу семейную историю про еду?
как ты думаешь, кто в этой истории лиса, а кто журавль, если брать нас с тобой?
как можно переписать эту сказку, что конец истории про еду стал позитивный?
2 этап Прочтение и вопросы Если брать эту сказку и думать не про еду, а про дружбу, то кто умеет дружить , а кто нет?
Кто в нашей семье умеет уступать, стараться друг для друга, слушать советы друг друг друга?
Кто из нас похож на лису, а кто на журавля в вопросах дружбы?
Как можно переписать эту сказку не про еду, а про дружбу, чтобы дружба у лисы и журавля стала крепче?
3 этап Чтение новых версий сказки, составление иллюстраций, компьютерной версии создания иллюстраций через различные системы иллюстрирования, может быть мастер- класс по изготовлению нового блюда.
4 этап Принятие новых правил в вопросах коммуникации и пищевого поведения. Составление правил семьи с помощью техники " Мозговой штурм". Чем больше версий предлагают члены семейной системы, тем лучше, каждая версия обсуждается, выносится на анонимное голосование. Остаются версии, которые набирают большее количество голосов.
5 этап наблюдение за изменениями в поведении себя и ребёнка. Использование позитивного подкрепления желательного пищевого поведения у себя и у ребёнка. Использование я-высказываний в вопросах негативного пищевого поведения ( например: я волнуюсь, когда ты ешь "вредную еду", для меня это означает..ваш вариант.....)
6. Контроль изменений через месяц коррекционной работы: бонусы себе и ребёнку.
Мира, добра и гармонии вашей семье
Автор: Галина Яковенко
Психолог, Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru