По данным Рособрнадзора, в 2023 году главную контрольную работу, как теперь принято называть ВПР, написали около 8 миллионов школьников, прибавьте к этому такое же количество родителей и армию учителей. Получается внушительная цифра - аудитория "вэпээрщиков".
Конечно, независимая оценка качества образования - это правильно. Но кто подсчитает материальны затраты (хотя бы банальное количество пачек, а не листов, дорогой бумаги), количество не проведённых уроков и часов на проверку, а главное психологических травм: у ученика - из-за того, что не справился, у учителя - из за того, что не научил. Всегда ли цель оправдывает средства?
Подслушанный разговор:
Я: «Увольняюсь! Срочно! Ещё одного позора, недельной нервотрёпки после и месячного мандража до переживать не хочу!».
Разум (робко): «Может, не стоит так преувеличивать?».
Причина для паники?
Всё просто: скоро ВПР.
Неопытный учитель: Мои пятиклашки впервые пишут ВПР.
Я — совсем неопытный учитель. Поэтому вежливо интересуюсь у коллег и начальства, что это за зверь и как к нему готовить.
Мне так же вежливо отвечают, что готовить не надо, что дети уже опытные, а сама работа — то, что мы прошли за год.
Естественно, расслабляюсь. Мы даже пробный вариант не просмотрели!.. Ползём себе потихоньку по программе. Пройденное не повторяем, нам бы успеть новое проговорить. Вон и конец учебного года призывно машет ладошкой.
БАЦ! «На следующей неделе пишем ВПР».
«Немую сцену» из «Ревизора» помним? Я тогда очень хорошо сыграла бы любого из её участников.
Решение уволиться крепло после каждой проверенной работы. Такое чувство, что меня вообще на уроках в этом классе не было. Ну, или я — этакий поднадоевший призрак: летает чего-то над ухом, цепями погромыхивает неинформативно, привычно — и никто на него внимания не обращает.
Где результаты моих бессонных ночей, часов над конспектами и презентациями?
Где всё то, что объяснит сорванный голос?
Или мои школьники рехнулись? Не могут же нормальные ученики ТАК напортачить!
Пушкиным клянусь, трое напротив синтаксического разбора написали: «Не знаю»!
Не скажу, что пятиклашки вообще завалили ВПР. Целых ⅔ класса сдали не на «2». Больше того: у пятерых были четвёрки.
…Я не смогла, не справилась, некомпетентна. Мне нельзя работать в школе.
ВПР — Вина, Позор, Разочарование.
В следующем году потряхивать меня начало чуть не в декабре. ВПР пишут уже 2 класса, 5-й и 6-й!
Что делать? Тогда я видела только один путь: натаскивать.
Бедные мои дети… Как я их кошмарила! Каждый урок — решаем ВПР. В смысле «мы это не проходили»? Должны знать! Сидите и учите! И ночью учите! Спать — глупая трата времени.
Подробно разбирать программные темы? Когда?! У НАС ВПР НА НОСУ!
Опять апрель, «БАЦ», тахикардия, час панического забега по коридору.
Двоек уже четверть. Четвёрок — столько же, сколько в прошлом году. Так себе успехи.
Ну как так?! Я же ГОТОВИЛА! Мы ведь всё проговаривали, прорешивали!
Сейчас понимаю, что именно террор не привел к хорошим результатам. Больше того: я невероятно запугала учеников ВПР по своему предмету.
Выводы мои не отличались от прошлогодних: я — плохой учитель. Надо увольняться и не занимать место настоящего педагога, который со всем справится.
ВПР — Вышло Плохо. Расстроена.
И наконец – 3 год. Постепенно изучаю очередной 5-й класс, слегка гоняю моих теперь уже семи- и шестиклассников.
Про ВПР — ни слова аж до февраля. Дети удивлены.
Уточнение: я не произношу саму аббревиатуру ВПР. А вот задания оттуда есть на каждом уроке. Но сильно видоизмененные! Что используем?
- Игры (но в разумных пределах!);
- работы с проверкой соседом по парте (как выяснилось, на чужих ошибках правила отлично запоминаются);
- вариативные домашние задания, задания повышенной сложности для амбициозных и быстрых, с последующим разбором у доски.
То есть результаты ВПР для меня уже не самоцель.
…Нынешний учебный год. И снова ВПР близко. Изо всех сил я стараюсь меньше заморачиваться и не мучить детей (у меня снова 3 класса).
Почему же опять хочу уволиться? Перфекционизм, чтоб ему! И повышенное чувство вины. Это они не дают принять мысль, что среднестатистический класс только на «отлично» не напишет. Увы, мотивация у всех школьников разная. Кому-то и «трояк» вполне себе уровень.
А мне переживать теперь и опять изводить себя мыслями, что я — отвратительный педагог.
ВПР: Выживем! Прорвемся, Разумеется!
Как выжить?
Используем ресурсы при подготовке
- 1.Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru/ru/
- 2.Сайт национальных исследований качества образования https://www.eduniko.ru/
- 3. Сайт Федерального института оценки качества образования (далее – ФИОКО)https://fioco.ru/. На сайте ФИОКО страница ВПР https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/
- 4.Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://fipi.ru/На сайте ФИПИ вкладка, касающаяся вопросов ВПР http://www.fipi.ru/vpr
- 5.Информационный портал. Всероссийские проверочные работы https://vpr.statgrad.org/
- 6. Сайт ВПР. Тесты https://vprtest.ru/
- 7. Сайт ВПР. Демоверсии http://vpr-ege.ru/vpr
- 8. Сайт 4ВПР. Всероссийские проверочные работы https://4vpr.ru/
- 9. Сайт ВПР. СтатГрадhttps://ru-vpr.ru/
- 10.Сайт Тесты ВПР. Он-лайнhttps://onlinetestpad.com/ru/tests/vpr
Прислушиваемся к советам: Для подготовки к ВПР мало знать, из каких типов заданий состоит контрольная, надо понимать, какие из них чаще всего вызывают трудности у обучающихся. Чтобы оценить фронт работ, посмотрите образцы проверочных работ прошлых лет и прочитать анализ результатов ВПР по своей школе, муниципалитету за предыдущий год. Можно также сделать тематические подборки таких трудных заданий, чтобы использовать их на уроках.
Отработка смыслового чтения для подготовки к ВПР: Работа по смысловому чтению важна для каждого предмета! Во всех ВПР обязательно присутствует текст, который необходимо осмысленно прочитать и извлечь из него информацию. Тексты научного типа содержат термины, для части детей это сложное задание. Сначала читаем небольшие кусочки текста, затем расширяем до объема и сложности ВПР.
Виды смыслового чтения:
1.Просмотровое чтение — бегло просматриваем текст, чтобы получить общее представление о теме и проблематике.
2.Ознакомительное чтение — пытаемся понять, что хотел донести автор, выделяем главную и второстепенную информацию.
3.Изучающее чтение — скрупулёзно анализируем текст: выявляем идеи, разбираем отдельные элементы сюжета, детали и образы.
4.Рефлексивное чтение — медленно и вдумчиво погружаемся в текст, анализируем образы и поведение персонажей, выдвигаем гипотезы о смысле текста и пытаемся раскрыть авторскую идею, вырабатываем обоснованную позицию.
Изучаем инструкцию
Перед ВПР важно обсудить с детьми инструкции, касающиеся выполнения заданий. Ученики могут не понять задание и, как следствие, выполнить его неверно, записать одну цифру, а не две, или наоборот. В текстах ВПР довольно много рисунков, графиков, исторических и географических карт, поэтому в программе подготовки стоит предусмотреть похожие упражнения.