Найти тему
Bond Voyage

Записки механика атомохода. Гл.11. Начало лейтенантской службы на АПЛ "Скат". Знакомство с пл и экипажем. Первое испытание

Начало цикла читайте здесь

Что касается меня, то начальник отдела кадров после собеседования предложил: «Экипаж сегодня вернулся в базу после докового ремонта из г. Полярный. Казарма №5. Войсковая часть 10651. Получайте в канцелярии предписание и прямо сейчас поднимайтесь на горку и представляйтесь командованию. Приказ будет подписан в понедельник».

Я радостный своему желаемому трудоустройству побежал навстречу своей новой судьбе. В казарме дежурный по экипажу мичман отвел меня в каюту к командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Воронцову Ивану Алексеевичу.

Встреча была радушной и желаемой. Как позже я заметил, что в нашем экипаже всегда относились благосклонно любому новому человеку. Иван Алексеевич был крупным, довольно симпатичным мужчиной. Его вид располагал к открытому общению. «Вот мы и дождались электрического лейтенанта. Ваш предшественник через год пошел на повышение, в непосредственный начальник капитан 3 ранга Зайченко Сергей Афанасьевич находится на подводной лодке и занимается зарядом аккумуляторной батареи», - просто сказал он. После этого он сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться: - «А давай ка иди на подводную лодку к своему начальнику и вливайся во флотскую жизнь».

Экипаж занимался переездом из прочного корпуса в казарму. Откровенно было не до меня. Тем не менее механик нашел начальника интендантской службы мичмана Глебова Ивана Никитовича и заставил выдать мне робу, тапочки и пилотку. После этого направил в гостиницу, чтобы поменять парадную тужурку на китель, поставить в известность жену о полученном назначении и начале службы.

Первым офицером, с которым я познакомился на экипаже был штурманенок старший лейтенант Цыганков Олег Романович, заступающий в этот день на дежурство по подводной лодке. Моей задачей в этот день было - завершить городской маневр до выхода на подводную лодку после развода дежурно-вахтенной службы (ДВС).

Это мне удалось. Успел пешком сходить до городка и обратно. Вместе с вахтой пошел на подводную лодку. На санпропускнике (СП) я занял шкафчик предыдущего КЭТГ (командира электро-технической группы) старшего лейтенанта Александра Яшенина, назначенного на новое формирование очередной новой подводной лодки проекта 670М командиром электротехнического дивизиона.

Система переодевания на СП мне была известна. Раньше во время обучения в училище проходил практику на 3-й дивизии. СП в то время на 1-й флотилии был общим местом, предназначенным для обеспечения режима радиационной безопасности флотилии в целом. Повседневную морскую форму одежду оставляли в чистой зоне. Форма для работ на подводной лодке хранилась в условно «грязной» зоне. Каждый шкафчик был подписан. Промахнуться нельзя. Позже переодевание стали проводить на подводной лодке. Здание СП просто бросили из-за отсутствия средств на содержание.

Вместе с ДВС первый раз в жизни я попал на атомную подводную лодку 670 проекта. После представления командиру ЭТД и личному составу дивизиона ознакомительную экскурсию с носа до кормы мне провел командир ЭНГ, стоящий дежурным по подводной лодке. Обход и осмотр был достаточно подробным для первого раза. Из разговора с Олегом я понял, что от меня требовалось допуститься как можно быстрее к дежурству по подводной лодке и кроме специальности сдать зачеты для исполнения обязанностей командира второго отсека.

Что касается подводной лодки, то она мне понравилась.

На первой флотилии я был уже третий раз. На практике после третьего курса – 3-я дивизия и на стажировке – 7-я дивизия. 670 проект выгодно отличался от лодок 671 и 675 проектов комфортными условиями, созданными конструкторами КБ «Лазурит» для службы подводников абсолютно во всех отсеках и на всех боевых постах. Хотя были и специфические особенности, с которыми мне предстояло ознакомиться при сдаче на самостоятельное управление и учитывать на протяжении всей службы на этих кораблях.

Как можно не влюбиться в такую неповторимую красавицу. Из открытых источников.
Как можно не влюбиться в такую неповторимую красавицу. Из открытых источников.

Обход закончился второй встречей с командиром дивизиона. Какое-то время мы говорили о специальности. Шло мягкое прощупывание профессиональных знаний. Комдив подтвердил задачу о допуске к самостоятельному управлению группой, отсеком и к дежурству по кораблю. Срок был определен в четыре месяца. При этом меня предупредили, что никто меня не будет освобождать от выполнения всех мероприятий, предусмотренных корабельными расписаниями и планами боевой подготовки как в базе, так и в море.

Время было позднее около 23.00 часов, и в конце собеседования начальник достал маленькую фляжку из нержавеющей стали и задал вопрос об объеме содержимого. После моего ответа жидкость была вылита в пустой стакан. Было видно, что я угадал – около 70 грамм. «Пей», - скомандовал начальник. Я выдохнул и выпил. Все окружающие с интересом следили за моими действиями. К такой ситуацией был не готов. О подобной проверке был уже осведомлен. Но чистый спирт пил первый раз в жизни. Но слухи и разъяснения очевидцев были такими подробными, что практические испытания завершились без кашля, перехвата дыхания и слез из глаз. Закусить предложили мясной тушенкой из корабельных запасов.

После состоявшихся «испытаний» мне сообщили, что глазомер неплохой. А вот пить неразведённый водой спирт категорически запретили. Начальником были сказаны такие заботливые слова: «Чтобы я больше не видел, как ты пьешь неразбавленный спирт». Дальше какое-то время ушло на душевные разговоры: где родился, где учился, какие результаты учебы, где и на ком женился, кто родители, дети, какие есть увлечения и т. д.

Спать мне разрешили в моей штатной двухместной каюте второго отсека. Для возможности представления, ее можно сравнить с половиной купе в железнодорожном вагоне. Койки двухъярусные, маленький столик и одежный шкафчик. Вдвоем стоять внутри каюты невозможно. Войти в каюту можно только из кают-компании мичманов и личного состава. Позже я узнал и другие дополнительные неудобства этой каюты. Только тогда я не мог предполагать, что это будет моим штатным местом на последующие шесть лет, и я буду связан с нею и по всем корабельным расписаниям, кроме Боевой готовности №-2.

На следующий день, это было воскресенье, утром меня отпустили в городок к семье и для подготовки к понедельнику. Это главный день строевых занятий и политической подготовки по всему флоту.

На утреннем построении меня представили экипажу. Помощник командира капитан-лейтенант Станкевич О.В. выдал зачетные листы на дежурство по кораблю и на самостоятельное управление группой. Со мной провели краткий инструктаж по радиационной безопасности и секретному делопроизводству под роспись в соответствующих журналах инструктажа. Замполит поинтересовался семейным положением и не одобрил то, что я приехал с женой и маленьким ребенком, пообещав помощь в получении жилья. Без конкретных сроков этой помощи.

Следует отметить, что сарафанное радио на экипаже работало отлично для всех категорий. К вечеру ко мне подошел мой подчиненный электрик срочной службы старшина 1 статьи Истомин и не без гордости заявил, что я для него салага, так как он на год старше меня, и он знает по специальности больше меня. Повод, конечно, был. Я родился в 1952 году, он в 1951 году, призвался в 1971 и служил 3 года. Осенью 1974 он заканчивал службу и увольнялся с флота. На это пришлось ответить, что возраст значения не имеет, а о моих знаниях он не имеет даже близкого представления. Поэтому на поблажки он может не рассчитывать, а наглости я не потерплю. Тем не менее он огрызнулся о жизни, которая покажет, кто чего стоит. Следует сказать, что в будущем мне удавалось находить общий язык с подводниками срочной службы и избегать конфликтные ситуации даже с ними.

До обеда на политических занятиях группы офицеров удалось подробнее познакомится со старшими и младшими офицерами старожилами экипажа. Это позволило создать первое впечатление о каждом представителе офицерского корпуса, которое со временем, конечно, корректировалось.

Знакомство с мичманами началось в курилке, где все были равны и откровенные расспросы продолжались все время перерыва между обязательными занятиями, пока дымилась сигарета или папироса.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора. Офицерский состав 302 экипажа – середина 70-х годов
Фото автора. Офицерский состав 302 экипажа – середина 70-х годов

Послеобеденный период ознаменовался появлением еще новых образов в виде лейтенантов, прибывших на вакантные должности. Это были Анатолий Васильев (на должность командира турбинной группы), Вячеслав Воровский (на должность командира группы акустиков). Мне стало комфортнее, т.к. выпускники училищ 1974 года были родственными душами. Вместе будет легче преодолевать совместные трудности по изучению подводной лодки и сдавать зачеты на самостоятельное управление.

Позже в нашем полку прибыло, потому что в 302 экипаж начали прибывать лейтенанты-выпускники, назначаемые на другие экипажи подводных лодок дивизии, которые были в автономках, отпусках и или в стадии формирования. Таким образом на базе экипажа сформировался достаточно многочисленный лейтенантский корпус, желающий найти себе достойное применение на флоте в 11-й дивизии атомных подводных лодок. С многими из них мы подружились на все время службы.

Продолжение читайте здесь.

Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.

Все рассказы автора читайте в подборке.

Записки механика атомохода | Bond Voyage | Дзен

=====================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на канал. С нами интересно!

======================================================