Найти тему
Лариса Чебатуркина

Думать ли о других?

Как часто можно слышать от психологов совет : думать прежде всего о самом себе. Не кажется ли вам это диссонансом к стенаниям социологов об утрате эмпатии, милосердия и взаимопонимания в обществе?

Помню, как однажды мне рассказали о забавной примете (или гадании?) В сервизе хозяина одна чашка с небольшим браком : на донышке – три чёрные точечки. Загадывается что-либо. Если во время чаепития чашка попадает загадавшему, то всё - пипец : отменяй задуманное, ибо тебя ждёт разочарование 😊Чудачество? В какой-то степени – да. А если эта примета рассказывается другому как аргумент подтверждающий верное решение поступить осторожничая, то, наверное, теперь это уже чудачеством не назовёшь. Что должен подумать человек, которому рассказали об этой примете? Что он зло первой инстанции в глазах того, кто на него загадывает? В лучшем случае, услышавший такое расценит этот рассказ как непреднамеренное нанесение обиды.

Да, несмертельной, но царапает, и больно царапает.

Получается : думать о других, чтобы не задеть и не обидеть собеседника, непременно нужно.

Как часто мы можем не заметить, как обижаем (пусть и невольно) другого или сами обижаемся. Ещё хуже, когда обиды начинаем воспринимать как нечто привычное. Отмахиваемся: «Выеденного яйца не стоит!»

Недавно со мной приключилась беда: упала с высоты табурета (не буду рассказывать, зачем я на него забралась). При падении ударилась спиной о край стола, потом по мере падения ещё и о край табурета. От боли дыхание перехватило, а когда боль разлилась и усилилась, решено было ехать в «травму»

А там очередь – на весь коридор вместе с сопровождающими. Травмированных не более 10 человек, но очередь движется очень медленно. Сложная организация приёма : регистратура – кабинет травматолога (первичный осмотр) – рентген-кабинет – возвращение в кабинет врача, чтобы узнать диагноз и получить назначения для лечения – и, при необходимости, перевязочная. По времени – около трёх часов. Приехали в 15 с минутами – уехали в 19.

Представьте картину : 10 человек разного возраста, пола, погружённые в себя и свою боль, баюкающие свои травмированные конечности, маются без обезболивания, мечтая об одном : побыстрее попасть в кабинет врача.

Чтобы заглушить собственную боль, прислушиваются к рассказам : кто как получил травму – пытаются проявить сочувствие.

У меня по одну сторону – молодой человек с заметной припухлостью стопы: получил травму на тренировке. По другую – очень пожилая дама, которая (с её слов) «не разминулась со шкафом»; теперь думает, что повредила ключицу…

И тут – шоу! В коридор вливается кортеж : дама в кресле с перевязанной ногой, двое сопровождающих(мужчина и женщина) и медицинский работник в униформе «Скорой помощи», который передав регистратору сопроводительные документы, уходит. Сопровождающая громко и истерично требует у регистратора немедленного заполнения карты : «Мы же по скорой!» Регистратор, видимо, привыкшая к выносу мозга, спокойно просит подождать пока она оформит мужчину, неумело попользовавшегося болгаркой: стесана кожа на левом предплечье и ранено колено. Видно, что мужчине очень больно…

Дама верещит : «Мы по скорой, нас должны в первую очередь…» Ожидающие начинают возмущаться, многие здесь тоже по скорой, в частности мои соседи справа и слева. Советуют даме успокоиться и подождать, как и все здесь ждут. Дама обвиняет всех таганрожцев в чёрствости и бессердечии (!!!) и приводит довод, против которого, как ей кажется, никто не сможет устоять : «У меня 9-ти летний ребёнок остался один в аква-парке…» Очередь вспыхивает: как можно оставить ребёнка без присмотра. Дама парирует – билет куплет до 20-00… и дальше – всё в одну кучу. Стараюсь не раздражаться. Не получается. В полемику, правда не вступаю, но думаю, какие мозги нужно иметь, чтобы оставить без присмотра девятилетнего из жадности. Потом начинаю подозревать даму во лжи : к билету прилагается бирка с номером, на случай если нужно выйти с территории парка. Чтобы войти вновь, нужно всего лишь показать контролёру только этот номерок, привязанный на запястье.

Пока я рассуждала, а очередь активно обсуждала услышанное, дама нагло ввезла свою подругу в кабинет врача без очереди. По принципу против лома нет приёма, а против коляски нет даже очень смелого травмированного. Что тут скажешь? Вы, вероятно, тоже иногда сталкивались с подобным хамством?

Морда кирпичом, и с видом победителей эта троица с направлением проследовала из кабинета врача в рентген -кабинет. Удивило не это, а то, что после вторичного приёма, они вышли из кабинета без коляски, правда, поддерживая травмированную с двух сторон, и весело переговариваясь, даже не взглянув ни на кого, двинулись к выходу.

Спрашиваю у дочери : «Что они сейчас думают о тех, кто остался в очереди? Кто, может быть испытывает боль гораздо более сильную? О ситуации?» «Ничего они не думают. Для них ситуация выеденного яйца не стоит. Они не могут думать не о себе…»

Другими словами : они думают только о том, чтобы было хорошо им самим.

Таков должно быть результат совета «Думай только о себе!»

Я вспомнила эту историю вчера, когда села в такси и узнала водителя, который уже однажды меня подвозил. У него есть интересная теория о людях-тополях и людях-соснах. Спрашиваю, к какой группе деревьев он отнёс бы эту троицу? «К крапиве! Такие люди не дотягивают до уровня деревьев, остаются травой!»

Меня он тоже узнал. Спрашивает, смогла ли осуществить свою хотя бы самую простую мечту : посидеть у костра в горах. «Нет, - говорю,- не удалось. Не хочу доставлять людям, с кем отправлюсь в поход, неудобств… ну и хлопот, если что» «А зачем Вам другие?- спрашивает. - Думайте о себе : когда Вас не станет, Вам будет уже всё равно – доставили ли Вы кому-нибудь хлопоты… Главное – себе удовольствие доставили» На том и попрощались.

Вопрос, вынесенный в заголовок : «Думать ли о других?» - остался открытым 😊

P.S. не удержалась, спросила: к какому виду деревьев он бы отнёс меня?

-К иве…
-Почему?
-Слишком глубоко заглядываете в себя, своё отражение… От того веточки у Вас вниз растут, а не вверх.

Вот такой философ, составляющий удивительные метафоры!

-2

Ива – красивое дерево. Если бы не устойчивое словосочетание «плакучая ива», можно было бы посчитать комплиментом… Но, думаю, таксист ошибся : трудно угадать что-либо о человеке, когда видишь его второй раз в жизни 😊