Государство должно помочь в обновлении парка пригородных поездов. Разработать меры такой господдержки до 1 сентября поручил правительству президент РФ Владимир Пyтин.
Вагоны – на пенсию
Доклад о том, как в России можно создать приличный парк электричек, правительству поручили сделать еще в конце мая.
Ответственными назначили главу правительства Михаила Мишустина и председателя комиссии Госсовета по направлению «Эффективная транспортная система» Алексея Цыденова.
В августе прошлого года Цыденов отмечал, что до 2035 года придется обновить 9,5 тысяч вагонов пригородных поездов, пишет Rollingstock.
При этом замгендиректора РЖД по вопросам пассажирского комплекса Иван Колесников в июне этого года озвучил совсем другую цифру: он заявлял, что в пригородном комплексе национальный перевозчик планирует до 2035 года обновить около 3,7 тыс. вагонов.
Тем временем Дептранс Москвы до 2030 года планирует заказать 400 поездов для нужд Центральной пригородной пассажирской компании. Обычно она закупает 11-вагонные электропоезда, таким образом речь может идти об объеме до 4,4 тыс. вагонов, уточняет Rollingstock.
А пока большинство электричек в России иначе как «ведрами» не называют.
«Старый заюзанный хлам»
Ежегодно электричками пользуется более 1 млрд россиян, подсчитал Росстат. И каждый год число пассажиров пригородных поездов растет примерно на 5 процентов.
Однако в сравнении с 1990 годом прогресс более чем скромный, пишет журнал «Профиль»: тогда ежегодный пассажиропоток в РФ составлял почти 2,8 млрд человек. Восстановительный рост пассажиропотока может продолжиться, предполагает издание, но для этого нужно улучшать качество обслуживания, сохранять ценовую доступность билетов и увеличивать число поездов.
Сегодня средний возраст вагонов в пригородном сообщении – 18 лет. Многие поезда морально устарели, а многие подлежит списанию. Пассажиры их называют «ведрами».
«Я лет 10 не ездил на электричках, и каково было удивление, когда поезд подошёл к платформе. Старый заюзанный хлам. Цены на проезд подняли, а сервис всё на том же уровне», – пишет Дмитрий П. на странице РЖД в сети ВКонтакте.
«Старые ржавые окна и двери, сломанный привод – двери открыты, не работает информатор – табло бегущая строка, не работает кондиционирование воздуха, не работает табло, старый, ржавый, грязный туалет. За 336 рублей до Москвы это нормально так??» – пишет там же Максим Б. За проезд в таких вагонах он не платит и считает, что правильно делает.
С ним полностью согласна Наталья С.: «Электрички в ужасном состоянии. Если скоростные ещё ничего, то обычные убитые полностью. Необходимо решать проблему. Это невиданное унижение – людей перевозить при таком состоянии транспорта. Мало того, он представляет опасность».
Электрички не обновляют и во втором по величине городе России – Петербурге. За последние годы здесь появилось с десяток «Ласточек», но это капля в море. Большинство подвижного состава – те самые «ведра».
МЦК и МЦД не в счет
Москвичи могут возразить: на московских диаметрах ходят прекрасные «Ласточки», «Иволги» и вполне приличные электрички Демиховского завода (ЭП2Д и ЭП2ДМ).
В некоторых регионах также появляются новые поезда: в 2024 году на пригородных маршрутах в 21 российском регионе появятся 86 новых составов. Речь идет в основном об электричках ЭП3Д, а также о «Финистах».
Но 86 электричек в масштабах огромной страны – это просто «латание дыр». В целом по стране состояние парка плачевное. Нужны не десятки и не сотни вагонов, а несколько тысяч. Откуда их взять?
Операторы пригородных перевозок (ППК), на которых лежит обновление парка, осилить такой масштаб не в состоянии: пригородные перевозки в большинстве регионов и так убыточны.
Крупнейший оператор электричек — Центральная пригородная пассажирская компания — получила в 2022 году убыток почти 503 млн руб., писало РБК. Кроме ЦППК, убыточными оказались Южная пригородная пассажирская компания – «дочка» «Гранд Сервис Экспресса», работает в Крыму (- 98,53 млн руб.), Пермская пригородная компания (- 49,3 млн руб.), «Кузбасс-Пригород» (- 9,1 млн руб.) и «Волгоградтранспригород» (- 4,4 млн руб.).
Регионы помогают субсидиями, компенсируя убыточность, но размеры дотаций последнее время уменьшаются, цитирует издание VGudok Павла Иванкина, президента Национального института «Инфраструктура и перевозки».
«Уровень госдотаций снижается, но ведь мы при этом обновляем парк поездов, проводим модернизацию транспортно-пересадочных узлов, вокзалов, платформ. Всей той инфраструктуры, которая задействована в пригородном сообщении», – жалуется эксперт.
Очевидно, что для обновления парка электричек нужна усиленная господдержка. Этим и занялось правительство. Предполагается, что к 1 сентября оно предложит меры поддержки с возможностью льготного лизинга и кредитования. Еще в конце 2022 года Минтранс России подготовил концепцию развития пригородных перевозок. Согласно ей, регионы должны будут заключать долгосрочные договоры транспортного заказа не менее чем на 15 лет, чтобы обеспечить спрос на подвижной состав.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.