Перед первым классом мы с сыном занимались по логопедическому букварю Елены Косиновой. Ещё я купила серию книжек "Про ребят и про зверят" Анны Красницкой. Читали две книжки про Антона и письма от гнома Гоши. О них о всех я писала тут:
В целом шло неплохо. Но после первого учебного года стало не лучше, а даже хуже. (Отдельная история про нашу "прекрасную" молодую учительницу в 1–м классе есть на канале.) На данный момент читает слогами, медленно, возвращается к уже прочитанному по несколько раз.
Пошла изучать вопрос. Делюсь с вами.
Учительский опыт
Учительнице достался 3–й класс, читавший на уровне первого. Она организовала факультатив "Чтение с увлечением".
Моя цель была - привить им любовь к чтению и познакомить с разными интересными произведениями. На этом факультативе я давала детям увлекательные литературные задания, загадки, задачки, смешные стихи, тесты. Выполнять такие упражнения было интересно. Дети впервые увидели, что чтение - это не скучно.
И подключила читательские дневники, где просила написать около 5 предложений о прочитанном, чтобы это было легко и не в тягость. Родителей просила не мучить детей чтением, тем более хрестоматий и классической литературой.
Книги подбирать по интересам. Любит машинки — пусть читает журналы про автомобили. Любит Марвел — пусть читает комиксы про героев. Обожает Майнкрафт — есть целые серии книг на эту тему.
Из причин медленного чтения выделила 5:
- Ребенок отвлекается во время чтения, не может сосредоточиться на тексте. Это говорит о том, что у него низкое внимание. Выполняем задания на развитие внимательности. Вот некоторые из них: лабиринты (поиск выхода при помощи глаз), запутанные линии, поиск отличий, струп-тест, таблицы Шульте.
- Ребенок во время чтения проговаривает текст про себя. Убрать это поможет упражнение: во время чтения текста считать про себя до 10, концентрируясь на счете. При этом пальцем вести по тексту.
- Маленькое поле зрения. Ребенок видит одно слово и не видит другие, иногда не видит одно слово целиком, читает его по слогам. Справится с этой проблемой помогут клиновидные таблицы. В них нужно концентрироваться на центральном столбце, а боковым зрением видеть и называть числа или буквы справа и слева.
- Глаза возвращаются назад, ребенок перепрыгивает со строчки на строчку, пропускает при чтении буквы, слоги, слова, начинает читать в одном месте, а заканчивает в другом, теряет в тексте слово, которое только что читал. Это легко исправляется - пальцем вести под строчкой, где читаешь.
Кстати, для этого способа ещё подходят специальные линейки для чтения:
- Не понимает, зачем читает. Надо объяснить, что в книгах (как и в интернете на сайтах) есть информация, которую надо получить, запомнить и применить, когда она понадобится.
Мамский блог
Самая поддерживающая атмосфера была именно там. Писали, чтобы мама не цеплялась к слоговому чтению, что когда придёт время — ребёнок расчитается и будет читать как все (это на опыте ребёнка, не любившего и не хотящего читать). Другой резко начал читать сам по себе.
Коррекционные пособия
В сборнике заданий В. Крутецкой "Упражнения для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с развивающим квестом" выделены 6 способов:
- Способ 1: ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ По команде «НАЧАЛИ!» ребёнок читает несколько предложений текста, а по команде «СТОП!» прекращает чтение. Взрослый закрывает листом бумаги весь текст целиком. Затем снова звучит команда «НАЧАЛИ!», и теперь задача ребёнка – как можно быстрее найти место, где он остановился, и продолжить чтение текста.
- С п о с о б 2: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Взрослый и ребёнок начинают читать один и тот же текст вслух одновременно. Ребёнок читает, ведя пальцем или закладкой по строке. Взрослый то ускоряет, то снижает темп своего чтения, а задача ребёнка – подстраиваться под темп чтения взрослого, меняя скорость
своего чтения. - С п о с о б 3: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика – один из самых эффективных способов исправления дислексии. Лучше всего выполнять артикуляционную гимнастику, используя пословицы, поговорки, считалки, скороговорки и чистоговорки. Задача взрослого – следить за тем, чтобы ребёнок чётко проговаривал трудные звуки, научился выделять слова в речи с помощью логического ударения и читать текст с различной интонацией. Показывайте ребёнку пример чёткого и правильного произношения, интонационно верного и выразительного чтения.
- С п о с о б 4: НАХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТЕ ЗАГАДАННОГО СЛОВА Прочитайте с ребёнком текст, а затем поиграйте: по очереди загадывайте друг другу слово из текста, которое в нём надо быстро найти. Таким образом ребёнок будет обращаться к тексту несколько раз, что будет способствовать увеличению скорости чтения.
- Способ 5: ЧТЕНИЕ С ЗАКЛАДКОЙ Во время чтения взрослый закрывает не нижнюю строку текста (так обычно используется закладка – чтобы не потерять строчку), а уже прочитанные ребёнком предложения. Таким образом ребёнок на-учится не возвращаться глазами к уже прочитанному, и его скорость чтения повысится.
- С п о с о б 6: ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ Ребёнок читает текст по предложениям: прочитал первое предложение – остановился. Вы закрываете текст и просите ребёнка повторить прочитанное предложение по памяти. Ребёнок снова читает первое предложение, затем – второе и повторяет уже два предложения так, как он их запомнил. Чем точнее ребёнок воспроизводит текст, тем лучше. Таким образом он читает текст до конца. Предложения, которые ребёнок запомнил, с каждым разом ему будет читать легче. Для такой работы используйте небольшие тексты. Если у ребёнка получается плохо, возьмите текст с короткими предложениями – его можно составить самим.
Статью начала писать год назад. После второго класса слоговое чтение ещё присутствует, но уже на длинных словах и гораздо плавнее. Не возвращается к прочитанному. Скорость чтения всё ещё не очень. Но при этом понимание прочитанного есть. Занимаемся второе лето по пособиям Зегебарт. Кое–что сама себе напомнила из способов выше.
Поделитесь, какие способы помогали вашим детям расчитаться?