Найти тему
СВОЛО

Гитлера на них нет

Базелиц – очередной открытый мне Кирой Долининой художник, которого я для себя обнаружил, читая нескончаемую её книгу, уже больше полугода вдохновляющую меня писать и писать, ей возражая. Сегодня я возражу такой мысли 2013 года:

«Немецкого XX века в Эрмитаже практически нет… Почему так получилось – понятно: Щукин и Морозов сумрачному германскому гению однозначно предпочитали острый галльский смысл, ничего в Германии не покупали…» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=88).

Возражать я буду не очень основательно. И сначала вообще отвлекусь на смелое, выражусь нарочито красиво, предположение, почему Щукин и Морозов ударились в коллекционирование и в последующее дарение купленного.

Им открылась бессмысленность человеческой жизни для индивидуалиста. А они стали индивидуалистами. Они в качестве старообрядцев парадоксально стали предпринимателями.

«…ответственность за сохранение «истинного благочестия» заставила многочисленных сторонников старообрядчества прибегать к различным новациям. Ради спасения истинной церкви и душ староверы признали душеспасительным занятие торговлей, считавшейся источником стяжательства и обогащения и не имевшей необходимого религиозного статуса» (https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskaya-kultura-staroobryadchestva).

А есть же такой эксцесс как схождение крайностей. – Вот Щукин и Морозов и осознали бессмысленность жизни. Или не осознали, а обрели подсознательный идеал метафизического иномирия, не осознаваемый сознанием, которое было прямо противоположным. Но, чуя в глубине врага в виде неизменяемой метафизической Вечности, сознание их тем с большим рвением занималось вечностью типа «оставить след на земле». И вот, чуя такого врага, Щукин и Морозов коллекционировали не абы что, а те произведения, которые рождены были подсознательным идеалом метафизического иномирия, идеалом философского ницшеанства.

А кто в те годы такой идеал выражал? Художники стиля модерн (ещё сравнительно мало корёжившие натуроподобие для самовыражения сокровенного) и художники стилей постимпрессионизма, потом фовизма, потом кубизма (эти сильно и всё сильнее корёжили натуроподобие).

Русским купцам импонировало второе. И, подходя формалистски, они начали с импрессионистов (с большим натурокорёжением), которые лишь близко подошли к ценности мига, который ценен ницшеанству из-за противоположности мига неизменной Вечности.

Русским старообрядцам импонировала формальная резкость. А с нею впереди была Франция, но не с её ар нуво (в Германии это называлось югендстиль, а в России вообще парадоксально – модерн, ибо стиль родился в оппозиции промышленности и стандартизации).

Грассе. Три женщины и три волка. 1900.
Грассе. Три женщины и три волка. 1900.

Правда, женщины какие-то мёртвые, синие и плоские, а стволы бездушных же деревьев как-то прямо цветут, волнуются, в общем, как бы живут? – Зачем так? – А затем, чтоб выразить «фэ» всему Этому миру, убежав вообще в метафизическое иномирие. Чтоб выразить ницшеанский идеал, не данный сознанию автора.

Но. Натура покорёжена мало. Лица женщин не лишены красоты. Тело одной из них – тоже. Стволы деревьев явно стволы деревьев. И хорошо узнаваем папоротник, охотничий рог и морды волков.

Ну, зачем такое Щукину и Морозову, хоть оно и из Франции?

Но, скажете, зато в Германии были совершенно потрясавшие устои экспрессионисты.

Упомянутый в первой строке статьи новый экспрессионист Базелиц [слева – «70-летняя модель снова поет» (2011)],

-2

соединённый со старым экспрессионистом [справа – Кирхнером «Полуденный отдых дамы» (1912)] в, как уважительно называет Долинина эти трюки, «Динамические пары» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=89), - этот Базелиц позволяет подумать, почему Щукин и Морозов Кирхнера в 1912 году не купили.

Недопонятность насчёт метафизического иномирия у сильно корёживших натуру французских ницшеанцев (Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса, Пикассо) для Щукина и Морозова, предполагаю, была более определённая, чем недопонятность во имя чего-то у сильно корёживших натуру немцев. Последних Щукин и Морозов подозревали в идейном продолжении настроения типа слёз русских передвижников об угнетённом народе.

Вот этот Кирхнер…

Я подозреваю, что каляки-маляки чёрным справа есть стыдливо завуалированное изображение левой ноги. То есть мадам к полудню наработалась промежностью и теперь даёт ей отдохнуть. – То есть недопонятность подозрительно прозрачная: протест против общества, заставляющего женщин работать проститутками. Шляпа и причёска уж больно артистичны. Значит, проституция маскируется приличной работой какой-то шансонетки. Которую выгонят, если она не будет параллельно проституткой.

Это косвенно подтверждается тем, с кем составлена пара с Кирхнером (для прояснения необходимо картину перевернуть на 180 градусов).

-3

Тут тоже проветривается промежность женщины, сидящей на стуле. Стеснительность потребовала от Базелица не только перевернуть для нас изображение на 180 градусов, но и разорвать изображение на два и сдвинуть их относительно друг друга. Ну и корёжение фигуры гораздо сильнее, чем 100 лет ранее. Может, это уже не протест, а согласие с такой злой нормой жизни.

Но в обоих случаях это сильно отдаёт исполнением замысла сознания, а не рождённостью подсознательным идеалом (благого для всех сверхбудущего).

Щукин и Морозов чуяли сознательное и не покупали. Им родные передвижники привили к сознательному отвращение.

10 августа 2024 г.