Дагестанские родственники избили дочь и вывезли из столицы. Подруга-студентка добивалась честного расследования, у неё были основания считать, что Айшат в опасности. Девушку не останавливали уговоры следователей, что "это такие традиции" и "пусть сами разбираются".
Нина КАРПОВА
В 18 лет Айшат Магомедова уехала из города Кизилюрт в Дагестане в Москву. Поступила в университет и снимала квартиру с подругой. Вольная жизнь дочери не понравилась отцу — он отпускал её с условием, что жить будет с родней, под присмотром.
Девушке хотелось обычной студенческой жизни — встречаться с друзьями, свободно гулять по улицам, не слышать постоянных криков, не терпеть унижения. Родственники выследили квартиру девчонок, ворвались, избили Айшат и выволокли на улицу, после чего увезли в Дагестан.
Подруга Айшат написала заявление в Следственный комитет, но очень переживала, что приняли его, как простое обращение, а не как заявление о похищении человека. Лиза записала видео, на котором рассказала всё о происходящем и просила его распространить.
По сообщению о совершении преступления обязаны провести доследственную проверку и предоставить ответ в течение трех дней. А по обращению проводить доследственную проверку не обязаны, а срок ответа — 30 дней. При этом сам ответ может быть формальным. Что за это время случится с Айшат?
— отметили в телеграм-канале правозащитной организации "Марем", которая помогает женщинам на Северном Кавказе.
Понимая, что замять историю по-тихому не удастся, родственники в Дагестане попытались сделать вид, что семья воссоединилась и всё хорошо. Появилось видео, на котором в синяках и кровоподтеках Айшат уверяет, что у неё "всё в порядке". Видео записано на телефон отца — её собственный он в ярости разбил ещё в Москве.
Ситуация тем более странная, что побои были сняты в полиции республики, и следователи отвезли после этого девушку обратно в семью, где её и избили. Лиза поняла, что Айшат по-прежнему в опасности, и утроила свои усилия.
На видео — это не та Айшат, которую я знаю: добрая и жизнерадостная. Я требую, чтобы моё заявление было рассмотрено, как похищение человека,
— обращалась Лиза к аудитории в соцсетях.
Её увидели не только простые пользователи, но и глава СКР Александр Бастрыкин, который потребовал подробный доклад по заявлению о похищении Айшат.
После этого случилось чудо: родственники отпустили Айшат. Отец отдал ей документы и сказал, что она может ехать, куда хочет.
Айшат позвонила подруге и попросила помочь ей вернуться в Москву. Друзья немедленно купили билет, оплатили такси.
Следующее видео, которое записала Лиза, снято уже в Москве. Они вдвоем с Айшат. У той грустные глаза и синяк под глазом. Она пытается улыбаться, но видно, что пришлось ей тяжело.
Со мной всё хорошо, я нахожусь в Москве, и родители меня отпустили,
— сказала Айшат Магомедова.
Лиза поблагодарила всех, кто помогал освободить девушку. Финал для подобных историй фантастический.
Бывает и такое. Пока это работает не во всех регионах, но скоро так будет во всех. Законы РФ должна одинаково действовать везде,
— написали в телеграм-канале "Многонационал".
Случаи, когда девушек силой удерживали в семьях, не редкость. Чеченка Лия пряталась от родственников в московской полиции. Общественность подняла шум, только это позволило отправить девушку за границу — подальше от семьи.
Чеченке Седе Сулеймановой так не повезло. Как и в случае с Айшат, родственники нашли её и силой увезли домой. Там записали видео, что у девушки всё прекрасно. А потом она пропала. Где Седа и что с ней сделали, неизвестно уже полгода.