Найти тему
Угрюмый лимон о финансах

Ни одна страна, кроме России не совершила такой глупости: почему только у нас запрещено самогоноварение на продажу

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели. Сидим мы, значит, за столом, уплетаем фирменные пирожки, и тут дядя Коля, знатный балагур и любитель "погорячее", выдаёт:

"А вот вы знаете, что только в нашей стране самогон гнать нельзя? Вот ведь незадача!"

"Как это, дядь Коль? А в других странах что, можно?"

"Ещё как можно! – восклицает дядя Коля, хитро прищурившись. А у нас попробуй только – сразу статья светит!"

Действительно, почему у нас-то нельзя? Решил я докопаться до истины, и началось моё увлекательное путешествие в мир самогоноварения и законодательства.

Первым делом я полез в интернет. И что вы думаете? Оказывается, дядя Коля не соврал! В большинстве стран мира домашнее производство алкоголя для личного потребления – дело вполне легальное.

В США, например, можно производить до 380 литров пива в год на семью. Во Франции разрешено делать вино и коньяк.

В Италии можно гнать граппу. Даже в Китае, славящемся своими строгими законами, самогоноварение не запрещено!

А у нас? А у нас – штраф до 50 000 рублей или исправительные работы сроком до двух лет. Вот так поворот!

Но почему? Этот вопрос не давал мне покоя. И тут судьба свела меня с дедом Михалычем, местной легендой и хранителем народной мудрости.

"Эх, внучок, – вздохнул Михалыч, попыхивая самокруткой, – всё это от нашей истории идёт. Помнишь, небось, про сухой закон Горбачёва?"

И правда, как я мог забыть! Антиалкогольная кампания 1985 года, когда по всей стране закрывались винно-водочные магазины, а людей штрафовали за появление в нетрезвом виде в общественных местах.

"Вот тогда-то и началось, – продолжал Михалыч. – Народ стал гнать самогон в промышленных масштабах. А власти, вместо того чтобы подойти к вопросу с умом, просто взяли и запретили. Мол, нечего тут!"

И тут меня осенило. Ведь это классический пример того, как благие намерения оборачиваются совершенно обратным эффектом! Вместо того чтобы бороться с пьянством, власти создали ситуацию, когда люди стали гнать самогон подпольно, без всякого контроля качества.

-2

"А знаешь, что самое интересное? – хитро прищурился Михалыч. – Ведь раньше-то на Руси самогоноварение было частью культуры. Каждая уважающая себя хозяйка умела приготовить настойку на травах или ягодах. И никто от этого не спивался!"

Я задумался. А ведь и правда, почему мы так легко отказались от этой части нашего культурного наследия? Почему решили, что запрет – это лучший способ решения проблемы?

Вспомнилась мне история моего прадеда Василия. Он, бывало, рассказывал, как в деревне готовились к праздникам. Женщины пекли пироги, мужчины доставали заветные бутыли с настойками. И всё это было частью большого, радостного события, а не поводом напиться до беспамятства.

"Понимаешь, – говорил Михалыч, – когда что-то запрещают, оно становится только привлекательнее. Особенно для молодёжи. А вот если бы у нас было как в других странах – легально, но под контролем, – глядишь, и проблем было бы меньше".

И тут я понял, что дело не только в самогоне. Это история о том, как мы относимся к своим традициям, к своей культуре. О том, как легко мы готовы отказаться от чего-то, что кажется нам неудобным или опасным, вместо того чтобы найти разумный подход.

Я вспомнил своего друга Пашку, который недавно вернулся из путешествия по Европе. Он рассказывал, как в маленьком итальянском городке попал на местный праздник.

-3

Там люди пили домашнее вино, веселились, но никто не напивался до беспамятства. Потому что для них это было частью культуры, а не способом забыться.

"А у нас что? – вздохнул я. – Вместо того чтобы учить людей культуре потребления, мы просто запрещаем. И что в итоге? Подпольные заводы, паленая водка, отравления..."

Михалыч покачал головой: "Вот-вот. А ведь могли бы, как в других странах, – разрешить, но контролировать. И качество, и количество. Глядишь, и проблем с алкоголизмом стало бы меньше".

Я задумался. А ведь и правда, почему бы не пойти этим путём? Разрешить людям делать напитки для себя, но с соблюдением определённых правил. Это бы и традиции сохранило, и качество обеспечило, и, возможно, изменило бы отношение людей к алкоголю.

"Знаешь, – сказал на прощание Михалыч, – главное, чтобы люди понимали: дело не в запретах, а в культуре. Вот когда мы это осознаем, тогда и изменения придут".

Я шёл домой, а в голове крутились мысли. О традициях и запретах, о культуре и бездумных решениях. И о том, что иногда, чтобы двигаться вперёд, нужно оглянуться назад и вспомнить, кто мы и откуда пришли.

Может быть, пришло время пересмотреть наше отношение к самогоноварению? Не как к способу быстро и дёшево напиться, а как к части нашей культуры, которую мы почти потеряли. Ведь в конце концов, речь идёт не только о напитках, а о нашем отношении к собственной истории и традициям.

Кто знает, может быть, однажды и у нас люди будут с гордостью угощать гостей домашними настойками, а не прятать их по углам, боясь штрафа. А пока... пока остаётся только мечтать об этом и надеяться на здравый смысл.