Найти тему

Влияние лидерства и руководства на социально-психологический климат в коллективе (на примере ресторана "Волгоград"). Курсовая работа.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства как объективного и субъективного феноменов

1.1. Понятие лидерства и руководства. Теории лидерства

1.2. Типы лидерства и стили руководства

Глава 2. Организация и методы исследования эффективности лидерства и руководства в ресторане "Волгоград"

2.1. Задачи и методика эмпирического исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы и постановка проблемы. Потребность в лидерах появилась не сегодня, однако она всегда обостряется во время резких изменений в общественной, экономической и политической сферах. Это вызвано напряженной конкуренцией, неуверенностью в завтрашнем дне, переоценкой ценностей и др. В современных условиях – лидерство дает возможность поднять человеческое виденье на уровень более широкого мировоззрения, вывести эффективность деятельности человека на уровень высших стандартов, а также сформировать личность способную достичь больших результатов с помощью своих неординарных способностей. Усовершенствовать внутриуправленческую структуру отношений в группе, организации, обеспечить постоянное движение вперед для достижения наилучших результатов, полезных как для общества, так и страны вообще.

Руководство является объединительной функцией, которая пронизывает все управленческие процессы в организации. За последние 50 лет в теории и практике психологии и менеджмента проблема соотношения лидерства и эффективности управления стала одной из ключевых. Любой руководитель, который беспокоится об эффективности своей работы, должен стремиться стать лидером. "Лидерство" как тип управленческих отношений отличается от понятия "руководство". Руководство и лидерство являются двумя отличными, но взаимодополняющими системами, каждая из которых имеет свои функции и характерные виды деятельности, причем обе являются необходимыми составляющими управления любой организации.

Изучение лидерства и руководства как объективного и субъективного социально-психологических феноменов определяется в первую очередь тем, что оно является одним из наиболее значимых факторов групповой интеграции, которая способствует достижению групповых целей с наибольшим эффектом.

Лидерство и руководство как феномены общественных отношений всегда было центром теоретических и эмпирических исследований и вызывало множество противоречий относительно своей природы. Проблемам лидерства и руководства посвящены многочисленные психологические труды исследования, в частности, таких авторов, как: М. Ю. Ананченко, Е. В. Беляева, В. С. Власов, Н. М. Горяйнова, И. Э. Гочияев, А. Н. Занковский, А. М. Иванова, А. С. Кабакова, Р. Л. Кричевский и др.

Цель исследования: анализ лидерства и руководства как объективного и субъективного феноменов.

Задачи исследования:

- раскрыть понятия лидерства и руководства;

- изучить теории лидерства;

- определить типы лидерства и стили руководства;

- провести эмпирическое исследование эффективности лидерства и руководства в ресторане "Волгоград".

Объектом исследованияявляются лидерство и руководство.

Предмет исследования: эффективность лидерства и руководства в ресторане "Волгоград".

Методы исследования: В процессе написания курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы синтеза и системного анализа; системного анализа и теоретического; статистического анализа и экспертных опросов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства как объективного и субъективного феноменов

1.1. Понятие лидерства и руководства. Теории лидерства

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, поскольку этот процесс не просто положен к проблеме интеграции групповой деятельности, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Поэтому прежде всего важно сделать терминологические уточнения понятия "лидер" и "лидерство".

Слово "лидер" происходит от английского "leader" и значит "вожак, ведущий руководитель, тот что идет впереди, стоит во главе". "Лидерство" (из англ. leadership) трактуется как "положение, обязанности, деятельность лидера; первенство в чем-нибудь, превосходство в какой-то сфере" [3, с. 163].

В психологии лидер – это авторитетное лицо, которому группа при определенных обстоятельствах предоставляет право принимать важные решения, которые отвечают интересам группы и определяют направление и характер ее деятельности [9, с. 311].

Лидерство – это социально-психологический феномен внутреннего развития группы, которое характеризует отношения доминирования и подчинения в группе [20, с. 28]. Это один из процессов организации и управления малой социальной группой.

Не менее важной составляющей управления организацией является руководство как целенаправленное влияние лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, то есть взаимодействие руководителей и исполнителей [5, с. 696]. Руководство следует считать не только обязательным, но и основным элементом процесса управления, содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию, контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса руководства в системе "руководитель – производство" , а последняя – один из важнейших аспектов руководства – формирование личности в сфере трудовой деятельности [2, с. 180].

Руководство – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать над достижением единой цели; способность заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией [21, с. 374]. Среди его составляющих выделяют лидерство, менеджмент, влияние и власть.

-2

Глава 2. Организация и методы исследования эффективности лидерства и руководства в ресторане "Волгоград"

2.1. Задачи и методика эмпирического исследования

Ярко выраженный качественный характер категории "лидерство" делает практически невозможным ее эмпирическое оценивание с превалирующим применением количественных показателей, параметров и баз данных.

Здесь в преобладающей степени применяются качественные характеристики как для осознания эталонных моделей лидера и лидерства, так и определения степени их наличия и проявления на предприятиях, состояния развития и реализации потенциала, зависимости и уровня влияния на эффективность управления персоналом, бизнес-процессами и главными составляющими и параметрами развития субъекта хозяйствования, реализации его потенциала в рыночной среде.

Соответственно, формируя методику анализа характеристик состояния и эффективности лидерства в управлении персоналом ресторана "Волгоград", необходимо прежде всего ориентироваться на качественные методы и методики социологических исследований для выявления характеристик и мотивационных аспектов поведения респондентов, персональных ожиданий, представлений, ценностей и т. др. с применением процедур нестандартизированного характера.

Такие подходы направлены на выявление, обобщение и анализ широкого спектра проявлений объекта, отслеживания не столько его количественных свойств, сколько причинно-следственных связей путем свободного высказывания респондентов для раскрытия их внутренних убеждений, отношения, ценностей и переживаний, в том числе на основе стимулирования креативного потенциала респондентов (работников ресторана "Волгоград").

-3
-4
-5

Полная версия работы у нас на сайте. Курсовые, дипломные работы по управлению персоналом. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-6

Список литературы:

1. Ананченко, М. Ю. Введение в философию и практику лидерства : монография / М. Ю. Ананченко. – Архангельск : Помор. ун-т, 2005. – 276 с.

2. Беляева, Е. В. Роль лидерства в формировании направленности группы / Е. В. Беляева, Н. А. Галкина // Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России. Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции. Отв. редактор С.В. Сарычев. Курск, 2021. С. 177-181.

3. Власов, В. С. Термин лидерства в психологии / В. С. Власов // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 5. С. 162-164.

4. Горяйнова, Н. М. Социальное лидерство: теоретико-методологические аспекты : монография / Н. М. Горяйнова. – Челябинск : Южно-Уральский ин-т упр. и экономики, 2009. – 201 с.

5. Гочияев, И. Э. Методы и стили руководства / И. Э. Гочияев // Мировые научные исследования и разработки в эпоху цифровизации. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 696-697.

6. Занковский, А. Н. Психология лидерства [Текст] : от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме / А. Н. Занковский. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. – 294, [1] с.

7. Иванова, А. М. Социальная психология : учебное пособие / А. М. Иванова. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2020. – 159 с.

8. Кабакова, А. С. Психология лидерства в коллективе и организации / А. С. Кабакова // Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. Сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 216-218.

9. Кричевский, Р. Л. Психология лидерства [Текст] : учебное пособие / Р. Л. Кричевский. – Москва : Статут, 2007. – 541 с.

10. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – Москва : Аспект Пресс, 2009. – 318 с.

11. Куликова, Я. А. Совершенствование системы управления во взаимосвязи лидера и последователей: разрешение трудовых конфликтов / Я. А. Куликова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77). С. 80-85.

12. Майерс, Д. Дж. Социальная психология : 16+ / Дэвид Майерс ; [перевела с английского З. Замчук]. – 7-е изд. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2020. – 793 с.