Курсовая работа 2024 г. «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ВГСПУ»).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Особенности приобщения у детей дошкольного возраста социальных норм и правил поведения
1.2. Приобщение детей к социальным нормам и правилам поведения путем совместной деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня по приобщению социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методика организации совместной деятельности по приобщению к социальным нормам и правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста по приобщению социальных норм и правил поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема курсовой работы является актуальной, поскольку она затрагивает одну из важнейших этапов формирования личности детей. Правильная социализация в коллективе является неотъемлемой частью жизни ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми. Правильный подход к приобщению социальных норм и поведения детей всегда будет важным и дальнейшим исходом в жизнь.
Совместная деятельность дошкольников является важным средством приобщения к социальным нормам и правилам поведения. В процессе совместной деятельности дети учатся работать в команде, уважать друг друга, делиться ресурсами и принимать решения коллективно. Это помогает им развивать навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства, что необходимо для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми в будущем. Кроме того, совместная деятельность способствует формированию у детей таких качеств как ответственность, толерантность и уважение к другим культурам и мнениям.
Проблема. Одной из основных проблем совместной деятельности дошкольников является отсутствие единого подхода к ее организации и проведению. Некоторые педагоги используют слишком сложные игры и задания, которые не соответствуют возрасту детей, а другие – наоборот, предлагают слишком простые задачи, которые не вызывают интереса у малышей. Кроме того, часто возникают проблемы с координацией действий между детьми, что может привести к конфликтам и недопониманию.
Исходя из актуальности и проблемы была сформирована тема исследования: «Совместная деятельность дошкольников как средство приобщения к социальным нормам и правилам поведения».
Объект исследования – приобщение к социальным нормам и правилам поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – социальные нормы и правила поведения дошкольников.
Цель исследования – изучить влияние совместной деятельности детей на приобщение социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, были сформированы задачи исследования:
– рассмотреть приобщение социальных норм и правил поведения детей дошкольного возраста;
– изучить особенности совместной деятельности детей;
– исследовать уровень приобщения социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста;
– разработать игры и задания по совместной деятельности детей, направленные на приобщение к социальным нормам и правилам поведения.
– проанализировать результаты совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста на приобщение социальных норм и правил поведения.
Гипотеза исследования – совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует повышению уровня приобщения к социальным нормам и правилам поведения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение и эксперимент.
Теоретические основы исследования составили научные исследователи М. В. Ковалева, С. Г. Якобсон, Т. А. Анахина, П. И. Бархатова, Н. И. Болдырев, Р. С. Буре, И. Н. Курочкина, Л. Н. Стрелкова и Л. С. Выготский.
Практическая значимость. Данную работу можно использовать воспитателям дошкольных учреждений для приобщения детей к социальным нормам и правилам поведения.
База исследования: МАОУ «Хулимсунтская СОШ с кадетским и мариинским классами» структурное подразделение Детский сад «Комарик»
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к социальным нормам и правилам поведения
Период дошкольного возраста играет несомненно главенствующую роль в становлении и развитии личности, и безусловно отличается своей неповторимостью. Он является временем, когда ребенок активно и насыщенно преображается не только эмоционально и физически, но и в формировании его неповторимого характера и уникальных качеств.
Дети дошкольного возраста обладают значительно большими способностями, по сравнению с младенцами. На этом этапе они уже становятся самостоятельными, активными и испытывают интерес к миру вокруг себя. Ребенку окружающая действительность представляется огромной и захватывающей, полной разнообразных устройств и возможностей. Каждый день дошкольника наполнен новыми впечатлениями: новые лица, предметы, события, животные и многое другое [4, с. 20].
Дошкольный период характеризуется особой впечатлительностью, и избыток ярких событий и встреч может серьезно истощить его энергию. Поэтому важно учесть режимные моменты, которые должны быть сбалансированы между отдыхом, активным обучением и играми [9, с. 232].
Мир, воспринимаемый ребенком, ограничен его собственным маленьким мирочком – игрушечной лопаткой, проблемами в его маленьком домике и так далее. Родители, наоборот, уже расширили свои горизонты и накопили гораздо больше опыта. Именно поэтому они могут помочь детям просмотреть мир шире и раскрыть свой потенциал. Чем скорее родители осознают этот факт и начинают передавать свои знания, тем лучше. Ведь упущенный момент может стать судьбоносным и привести к утрате возможности развивать важные навыки.
По своему мироощущению, дошкольник, все еще эгоцентричен – он наивно полагает, что мир вращается только вокруг него, что все взрослые вокруг, заботятся только о нем, и он всегда сможет на них рассчитывать (отсюда и детская доверчивость) [12, с. 31].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня приобщений социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе МАОУ «Хулимсунтская СОШ с кадетскими и мариинскими классами», структурное подразделение Детский сад «Комарик». В исследовании принимало участие 17 детей старшего дошкольного возраста, из них 9 девочек и 8 мальчиков.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- 1-й этап – исследование исходного уровня приобщений к социальным нормам и правилам поведения детей старшего дошкольного возраста;
- 2-й этап – подбор игр и заданий совместной деятельности, направленных на приобщение норм и правил поведения;
- 3-й этап – анализ проведенной работы, повторная диагностика.
Для выявления исходного уровня приобщения социальных норм и правил поведения нами были использованы диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) b методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).
Диагностическая методика «Сюжетные картинки»
(модифицированный вариант Р.М. Калининой)
Стимульный материал:
В картинках для детей представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:
I. Доброта-жадность
Содержание картинок:
1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;
2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей).
II. Отзывчивость-равнодушие
Содержание картинок:
1) маленькая девочка плачет, другая – ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствующее;
2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется.
Из таблицы мы видим, что по компоненту доброта-жадность: из 17 детей 12 выбрали доброту, а 5 жадность. Отзывчивость-равнодушие: выбрали 7 детей отзывчивость, а 10 – равнодушие. Дружелюбие-конфликтность: выбрали 6 детей дружелюбие, а 11 – конфликтность. Аккуратность-неаккуратность: 5 детей выбрали аккуратность, а неаккуратность – 12 детей. Вежливость-невнимание к взрослым: выбрали 8 детей вежливость, а 9 – невнимание.
Полная версия работы у нас на сайте. Курсовые, дипломные работы, диссертации по педагогике. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Е.П. Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1-2.
2. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 678-681.
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
4. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С. 18-25.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев – М.: Педагогика, 1979. – 224 с.
6. Бойко Е.В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. – 2017. – №1. – С. 3-5.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод. пособие / Роза Семеновна Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
8. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с.
10. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – 2000. – № 6. – С. 10 – 38.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство – пресс, 2014. – 280 с.