Может ли психолог «закладывать в рабочий процесс цель и результат работы»?
Психолог не несет ответственности за результат терапии. Его ответственность ограничена профессиональным, грамотным построением процесса работы.
Клиент — не объект терапии, а свободный участник, с собственной волей, желаниями и выбором.
Сколько бы специалист ни был эффективен и продвинут в психотерапии, клиент волен не достигать им же самим поставленных целей, если ему придется затратить больше ресурсов, чем это требуется на поддержание имеющейся проблемы.
Если клиент осознанно признает выгоду от страданий, это не означает, что работа психолога была непрофессиональной.
Психотерапевт не имеет права. Не имеет реальной возможности спланировать процесс достижения целей клиента. Его цель ограничена только тем, что может сделать сам.
Наша жизнь находится между радостью и страданием. Чтобы что-то получилось в жизни, так сказать, родиться, получиться, выковаться, стать крепким и твердым, жизнеспособным, оно всегда должно находиться между молотом и наковальней.
Необходимо ставить нечто в жизни между двумя крайностями.
Чтобы лук выстрелил, дугу надо сильно сдавить, а тетиву натянуть.
Все работоспособно только на своих пределах.
Пружина пружинит, когда ее сдавливают.
Чтобы вода не была опасной, ее кипятят.
Чтобы железо резало, его надо сточить.
Натянутый канат грациозно красив. Вытянут в идеальную линию — потому что напряжен, нагружен, втянут в труд.
Одна ипостась лежит кольцами, демонстрируя гибкость, податливость, готовность виться под любую задачу.
Вторая — является крепостью вырывающегося сопротивления, утверждает нити связи в случаях несовпадающего интереса.
Ничто не может быть выражено, объяснено каким-то категорически единственным способом: исчерпывающе, безапелляционно, неопровержимо.
Точек рассмотрения столько, сколько есть рассматривающих, сколько раз они будут рассматривать, и со скольки позиций будут это делать.
Ни психолог, ни сам клиент в полноте не знают проблемную ситуацию. Количество правд о себе диктует сам человек, и никогда не спешит сделать это сразу — без затейливой игры, удивительности восприятия.
Одним словом, «не раз и навсегда». А каждый раз на немножко и понемногу то вперед, то назад, то по кругу, то вдруг отказываясь и исчезая из контакта, то меняя облик, то перевоплощая свою роль, суть и смысл.
Это говорит о том, что риск психолога слишком велик, если он станет «закладывать в рабочий процесс цель и результат работы».
Автор: Сергей Вячеславович Корсаков
Психолог, Кризисный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru