Найти в Дзене
Александр Снитовский

Годзилла – феномен мировой поп-культуры

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru

В ноябре 2023 года в прокат вышел фильм режиссера Такаси Ямадзаки «Годзилла: Минус один», который стал 31-ой по счету картиной японского производства, посвященной огромному динозавтроподобному монстру, нарушающему спокойствие жителей Страны восходящего солнца.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru

Я осознанно не беру в расчет 5 американских кинолент, которые были сняты в период с 1998 по 2024 год, поскольку они рассказывали альтернативную версию происхождения монстра и нередко ставили в центр сюжета его противостояние, скажем, с Кинг Конгом, а это уже, как говорится совсем другая история.

Кадр из фильма "Годзилла против Конга". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла против Конга". Источник: kinopoisk.ru

Настоящих же, японских или, лучше сказать, каноничных «Годзилл» 31 – включая ту, что была снята Ямадзаки в прошлом году. Эпиграфом к этой картине стало посвящение: «К 70-летию легендарного монстра», которое, собственно, и подтолкнуло меня чуть глубже погрузиться в историю Годзиллы.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru

Как придумал это исполинское чудовище, как Годзилла связан с темой атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, и что позволило ему стать по-настоящему мировым (даже не японским) культурным феноменом – об этом и поговорим.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один". Источник: kinopoisk.ru

Появлению в японской культуре Годзиллы предшествовали весьма трагические события. 6 и 9 августа 1945 года Вооруженные силы США на завершающем этапе Второй мировой войны против Японии сбросили на города Хиросиму и Нагасаки «Малыша» и «Толстяка» - две атомные бомбы.

Ядерный гриб над Хиросимой (слева) и Нагасаки (справа). Источник: wikipedia.org
Ядерный гриб над Хиросимой (слева) и Нагасаки (справа). Источник: wikipedia.org

Согласно официальным данным, в результате бомбардировки погибли порядка 450 тысяч человек, часть из которых скончались мгновенно, попав под действие ударной волны и пожаров, остальные, спустя какое-то время, из-за ожогов, радиоактивного заражения и других отложенных эффектов взрыва.

Хиросима после бомбежки. Источник: histrf.ru
Хиросима после бомбежки. Источник: histrf.ru

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала исключительным в истории человечества случаем боевого применения ядерного оружия и, конечно же, самым трагическим периодом для Японии.

Нагасаки после бомбежки. Источник: histrf.ru
Нагасаки после бомбежки. Источник: histrf.ru

После Второй мировой войны Япония оказалась под оккупацией США, которые контролировали работу СМИ и подвергали цензуре весь публичных контент, поэтому тема бомбардировок Хиросимы и Нагасаки оставалась табуированной вплоть до 1952 года – когда американский оккупационный режим был снят. И именно с этого момента берет свое начало новая история – история Годзиллы…

Япония под американской оккупацией. Источник: Русская семерка
Япония под американской оккупацией. Источник: Русская семерка

1 марта 1954-го моряки рыболовного судна «Фукурю-мару № 5» случайным образом оказались в районе Тихого океана, где проходили американские ядерные испытания.

«Фукурю-мару № 5». Источник: wikipedia.org
«Фукурю-мару № 5». Источник: wikipedia.org

В результат этой оплошности все члены экипажа получили большие дозы радиации, что привело не только к лучевой болезни у людей, но и заражению рыбы, пойманной для продажи на рынках.

Медики оценивают уровень радиации члена экипажа с помощью счётчика Гейгера. Источник: wikipedia.org
Медики оценивают уровень радиации члена экипажа с помощью счётчика Гейгера. Источник: wikipedia.org

Это случай имел в Японии очень широкий резонанс: усилилось антиядерное движение, а киноделам впервые пришла в голову мысль о создании фильма на эту, крайне острую для Японии тему.

Проверка тунца счётчиком Гейгера перед отправкой на рынок. Источник: wikipedia.org
Проверка тунца счётчиком Гейгера перед отправкой на рынок. Источник: wikipedia.org

Но, конечно же, прямо и открыто говорить о бомбардировках кинематографисты не могли и теперь – это могло привести к новым конфликтам, а этого никто не хотел. Поэтому нужен был особый киноязык, туманный и метафоричный.

Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: kinopoisk.ru

В 1954 году на японские экраны вышел черно-белый фильм «Годзилла» режиссера Исиро Хонда. Фильм повествовал о гигантском монстре, который миллионы лет находился в состоянии анабиоза на дне Тихого океана, но в 1954 году, видимо, из-за американских испытаний водородной бомбы, он пробудился.

Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: kinopoisk.ru

Но главная особенность Годзиллы заключалась в его способности излучать радиацию, и именно таким образом японские кинематографисты решили изобразить то ли ядерное оружие в целом, то ли США как страну, его применившую.

Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: kinopoisk.ru

Идея о том, чтобы использовать в качестве метафоры образ исполинского ящера, пришла в голову продюсеру кинокомпании «Toho» Томоюки Танаке после того, как ему отказали в праве снимать документальный фильм о судьбе судна «Фукурю-мару № 5».

Томоюки Танака. Источник: wikipedia.org
Томоюки Танака. Источник: wikipedia.org

Самого же монстра Танаке придумал несколько годами ранее, вдохновившись фантастическим фильмов «Чудовище с глубины 20 000 саженей» режиссера Эжена Лурье, который был снят по мотивам рассказа Рэя Брэдбери. Главный герой этой картины - возродившийся в результате ядерных испытаний в Арктике доисторический динозавр или, как его называли, рэдозавр.

Кадр из фильма "«Чудовище с глубины 20 000 саженей». Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "«Чудовище с глубины 20 000 саженей». Источник: kinopoisk.ru

Собственно, именно этот ящер стал, своего рода, прототипом будущего Годзиллы. Однако Танака добавил ему часть способностей, позаимствованных у Кинг Конга. Получившегося монстра продюсер окрестил Годзирой – это название состояло из японских слов «горира» («горилла») и «кудзира» («кит»), поскольку на одном из этапов создания персонажа монстр описывался как «помесь гориллы и кита» из-за его размера, силы и водного происхождения.

Томоюки Танака. Источник: filmz.ru
Томоюки Танака. Источник: filmz.ru

А вот «Годзиллой» Годзира стал с подачи американцев, которые транслитерировали имя японского ящера по аналогии с «гориллой», поскольку такой вариант им казался более простым и привычным.

Томоюки Танака на съемках. Источник: filmz.ru
Томоюки Танака на съемках. Источник: filmz.ru

Каноничный Годзилла представлял собой древнего гигантского ящера, самца, ростом от 50 до 318 метров, который одинаково хорошо передвигается как под водой, так и на суше, обладал способностью извергать так называемое «атомное дыхание», представляющее собой мощный синий луч атомной энергии.

Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: sabukaru.online
Кадр из фильма "Годзилла" (1954). Источник: sabukaru.online

Питался Годзилла ядерным излучением и издавал характерный злобный рев, который, к слову, был создан композитором Акирой Ифукубэ, когда он протирал перчаткой струну контрабаса, покрытую сосновой смолой. Затем композитор замедлил этот звук, в результате чего и получился двусложный рев Годзиллы.

Акира Ифукубэ. Источник: kino-teatr.ru
Акира Ифукубэ. Источник: kino-teatr.ru

Созданием образа Годзиллы занимались художник по спецэффектам Акира Ватанабэ и строитель монстров Тейзо Тошимицу. Мастера спецэффектов решили отказаться от первоначальной идеи делать монстра похожего на китообразную гориллу.

Художник по спецэффектам Акира Ватанабэ. Источник: wikipedia.org
Художник по спецэффектам Акира Ватанабэ. Источник: wikipedia.org

Годзилле «нарисовали» крепкое, отчасти напоминающее человеческое тело с мускулистыми лапами; вдоль спины ему пустили три ряда костяных пластин, которые сужались до одного на длинном хвосте; наделили очень толстой и покрытой чешуями кожей.

Строитель монстров Тейзо Тошимицу. Источник: sabukaru.online
Строитель монстров Тейзо Тошимицу. Источник: sabukaru.online

По задумке мастеров она должна была напоминать келоидные шрамы, какие остались у пострадавших в Хиросиме. Таким нехитрым образом художники подчеркнули связь Годзиллы с атомной бомбардировкой.

Создание Годзиллы на студии "Toho". Источник: publico.pt
Создание Годзиллы на студии "Toho". Источник: publico.pt

Создатели фильма были несколько ограничены в средствах, поэтому не могли в процессе «оживления» монстра использовать покадровую анимацию. Вместо этого «на роль Годзиллы» были приглашены сильные и выносливые актеры Харуо Накадзима и Кацуми Тэдзука, которым по нескольку часов к ряду необходимо было носить костюм доисторического ящера весом до 90 килограммов.

Во время съемок "Годзиллы". Источник: publico.pt
Во время съемок "Годзиллы". Источник: publico.pt

А для крупных планов Тошимицу создал уменьшенную копию Годзиллы, эдакую механическую марионетку на ручном управлении, которая выпускала из пасти пар.

Во время съемок "Годзиллы". Источник: publico.pt
Во время съемок "Годзиллы". Источник: publico.pt

Что тут скажешь: создание фильма «Годзилла» потребовало у японцев колоссальных усилий, которые, к слову, полностью окупились в прокате. В первый день показа в Токио было продано рекордное количество билетов - 9,69 миллиона штук!

Томоюки Танака (справа) с Исиро Хонда (режиссер) и костюмом Годзиллы. Источник: wikizilla.org
Томоюки Танака (справа) с Исиро Хонда (режиссер) и костюмом Годзиллы. Источник: wikizilla.org

Фильм стал восьмым по просмотру в стране в 1954 году, получил награду за лучшие спецэффекты на премии Японской ассоциации кино, а в 1984-м журнал «Kinema Junpo» даже назвал «Годзиллу» одним из 20 лучших японских фильмов всех времен.

Постер к фильму "Годзилла". Источник: kinopoisk.ru
Постер к фильму "Годзилла". Источник: kinopoisk.ru

Конечно же, столь феноменальный успех японской картины не смог не привлечь внимание Голливуда. Поэтому американские продюсеры поспешили выкупить права на показ «Годзиллы» в США. Однако до начала американского проката, японское творение подверглось некоторым изменениям: фильм был сокращен на 80 минут, из него были вырезаны многие сцены с явным политическим подтекстом.

Кадр из фильма «Годзилла: Король монстров!» Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Годзилла: Король монстров!» Источник: kinopoisk.ru

Помимо этого, американцы добавили в него кадры с канадским актером Рэймондом Берром: якобы он всегда был частью оригинального японского фильма. Американская версия под названием «Годзилла: Король монстров!» увидела 27 апреля 1956 года.

Обложка фильма «Годзилла: Король монстров!» Источник: kinopoisk.ru
Обложка фильма «Годзилла: Король монстров!» Источник: kinopoisk.ru

Ну и возвращаясь к японским киноделам скажу: после выхода первого фильма они не планировали продолжать историю Годзиллы. Режиссер Исиро Хонда надеялся, что «конец» Годзиллы совпадет с окончанием ядерных испытаний. Но, как известно, не сложилось… и уже через несколько недель после выхода фильма исполнительный продюсер Ивао Мори, вдохновленный внушительными кассовыми сборами, поручил Танаке снять продолжение. Ну и закрутилось…

Обложка фильма "Годзилла снова нападает" (1955). Источник: wikipedia.org
Обложка фильма "Годзилла снова нападает" (1955). Источник: wikipedia.org

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!