Найти тему

Как нас отвращают от веры в Бога через искушения и разочарования

Дорогие читатели! Я очень долго не решалась об этом написать. Эта история горит в моей памяти, как страшный, немыслимый кадр, вырванный из жизни. И, тем не менее, она абсолютно реальна.

Для чего она была мне дана? Какие эмоции я должна была прожить? Гнев? Разочарование? Неверие? Или подняться над этими эмоциями, преодолев их, к более высокому пониманию Веры в Бога?

И должна ли я назвать точное место, где происходила эта история? Да, я помню название храма и, конечно, небольшого старинного городка, в котором проходила преддипломную практику на последнем курсе обучения на факультете журналистики, социологии и психологии. Но... я не буду конкретизировать. Потому что эта конкретизация может включить "карательные" механизмы. Людской суд. А я хочу, чтобы фигурант этой истории держал ответ не перед людьми, а перед Богом. От которого он - человек в рясе - отвернулся.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Тверская область. Фото: kulturologia.ru
Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Тверская область. Фото: kulturologia.ru

Итак, сама история. Сентябрь 1991-го года. Преддипломная практика в районной газете старинного русского городка. Городок маленький, не больше 25 тысяч человек жителей. В основном, старики. В газете огромный дефицит местных новостей. Ну, что происходит в спокойном маленьком городишке, где жизнь течет предсказуемо и размеренно и один день похож на другой?

Но вот в один прекрасный день мне повезло. Дали редакционное задание - написать о возрождении старинного местного храма. И повод информационный отличный - местный краеведческий музей хочет торжественно передать храму старую и очень ценную икону.

В редакцию заходит молодая сотрудница музея с редким именем Павлина и роскошными черными волосами, заплетенными в две тугие толстые косы. И мы с ней направляемся к церкви.

В церкви службы нет. Свечи не горят. Пожилая женщина прибирается в храме. Обращаю внимание на разоренный иконостас, в котором не хватает нескольких икон. Эти темно-серые пустоты в полумраке производят особенно гнетущее впечатление. Павлина радуется: "Как хорошо, что наш музей церкви икону подарит!". Спрашиваем у женщины про настоятеля храма, как с ним можно пообщаться. Старушка приветливо улыбается: "А вот по этой дорожке прямехонько идите. Видите домик одноэтажный? Так наш батюшка живет. Там его и застанете"

Мы с Павлиной идем по дорожке и вскоре подходим к домику. Из комнаты слева от входа доносится гул мужских голосов, явно нетрезвых. К нам выходит батюшка в подряснике с сальными губами, которые расплываются в улыбке: "О!!!!! Девчонки! Ну давайте, проходите в зал. Я сейчас к вам выйду".

Мы входим в зал. И нашим глазам предстает картина, которую я никогда, никогда, никогда не забуду. Напротив входной двери - большой диван (мы на него садимся). Справа от двери - домашний иконостас. Иконы старинные, красивые, как на подбор, в богатых золоченых рамах. Больше десяти больших икон. А слева... видеосистема типа домашнего кинотеатра, какие только начали появляется в богатых домах. И идет фильм. Немецкий порнографический фильм без купюр. И вот мы с Павлиной, потрясенные, медленно переводим взгляд с икон на порнуху и обратно. И так минуты три. Я первая выхожу из оцепенения. Хватаю Павлину за руку и говорю: "Пойдем отсюда быстрее. Бог сюда не заглядывал". И мы с ней тихонечко, на цыпочках, выходим из этого странного дома и в быстром темпе покидаем церковный двор.

По дороге решаем: что скажем в редакции и в музее? Расскажем правду, то, что увидели? Павлина сомневается: "Будет большой скандал в городе. Может, до суда дойдет. Нас, как свидетелей, затаскают. Я пас. Лучше молчать". Я отвечаю: "А я вообще уезжаю через две недели. Практика заканчивается". Решаем, что в музее и в редакции скажем, что церковь пока не готова принять икону в дар. Идет ремонт иконостаса и самого помещения.

Я не решаюсь рассказать об увиденном никому. Оно переваривается, переосмысливается внутри меня, моего сердца. Чистого сердца, неискушенного. Я вообще в первый раз в жизни порнографию увидела. Да, по иронии судьбы - в доме священника. Все время вспоминаю его толстые сальные губы, запах водки, осклабленную похотливую улыбочку на слове "девчонки". И черная ряса на батюшке. И все это в один пазл не складывается. Ну не складывается - и все!

Прохожу все стадии отрицания: гнев, возмущение, обида, протест, растерянность, смирение. И только через много лет - Понимание и Принятие.

Нет, конечно, не поведения этого "батюшки", у которого от церковного - ключи от церкви и ряса. А принятие того факта, что дорога к Храму может быть терниста. Что заявлять свою принадлежность к церкви и встраиваться в ее иерархию могут нечистоплотные люди. И даже влиять на души людей через таинство исповеди, причастия. Через проповедь, не пропущенную через свою душу, фальшивую, когда старославянский язык молитвы звучит как монотонный рэп.

Понимание того, что Тьма всегда рядом со Светом и даже иногда притворяется им. Так устроен Мир. И чтобы дойти до Света, прикоснуться к нему душой, нужно пройти через искушение Тьмой.

И - не отвернуться от Бога!

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино. Фото: kulturologia.ru
Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино. Фото: kulturologia.ru

🧡 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн Души на струнах жизни. Присоединяйтесь!