Даже в самых политически нейтральных фильмах о сражении при Фермопилах персидский царь Ксеркс изображен тираном. А в знаменитой ленте «300 спартанцев» 2006-го года он вообще является извращенцем и дьяволом во плоти. Дело дошло до того, что в Иране грозили судебным преследованием бразильскому актеру, исполнившему роль этого персонажа. А самые горячие люди публично обсуждали необходимость назначить награду за его голову.
А был ли Ксеркс так плох в реальной жизни?
Проблема состоит в том, что древние греки стали изобретателями политической пропаганды и без стеснения «мочили» на идеологическом фронте всех своих противников. Поэтому многочисленные европейские источники рисуют самую мрачную картину личности Ксеркса, в отличие от немногочисленных азиатских. Но едва ли б рядовой или аморальный правитель получил титул Великий, наряду с еще двумя представителями своей династии.
Ксеркс сел на трон в 486-м году до н.э., причем, без особых проблем, хотя его права на наследование были спорными. Он, как и его отец, был представителем младшей линии царского рода Ахеменидов и не являлся прямым потомком основателя империи по мужской линии. Зато его мать являлась внучкой Кира Великого, что в глазах подданных давало ему большие права на престол, несмотря на наличие старшего брата, рожденного от другой женщины.
Получив власть, Ксерксу пришлось поначалу разбираться со многими проблемами, доставшимися еще от папы. В Вавилоне и Египте начались восстания, подстрекаемые жрецами и местной знатью. Предшествующий правитель собрал армию для еще одного решительного броска на Элладу, но нашему сегодняшнему герою пришлось использовать ее, чтобы подавить мятежи.
Со своими поданными он обошелся достаточно жестко. Есть сведения, что персидский царь приказал сжигать храмы и разрушать города – даже часть Вавилона была снесена и отведена под посевы. Кроме этого Ксеркс увез в Персию и приказал переплавить золотую статую главного бога Месопотамии Мардука – хотя историки выдвигают версию, что это была скульптура, посвященная обычному человеку.
Также, он понизил политический статус соответствующих территорий, сделав их обычными провинциями. Повелитель Азии перестал величать себя фараоном и использовать титул царя Вавилонии. В качестве сатрапов там были поставлены не администраторы из числа коренных уроженцев, а природные персы.
Установив мир, Ксеркс решил продолжить дело отца и покарать Элладу за ее многочисленные прегрешения. Он учел опыт предыдущей неудачной военной кампании, повелев построить между Европой и Азией понтонный мост. В удобной гавани, которая раньше служила стоянкой персидского флота, напротив, был прорыт канал, чтобы спастись от бури в случае необходимости. На территории подчиненных северных полисов были созданы склады для хранения продовольствия. По инициативе правителя Персии Карфаген атаковал греков Сицилии, чтобы те не имели возможности прислать подкрепления.
Весной 480-го года до н.э. персидское войско выступило из Сард и в конечном счете было заблокировано при Фермопилах. После первых дней боев там остались лишь знаменитые триста спартанцев во главе с царем Леонидом, которые смело сражались, но полегли все. Были захвачены и сожжены Афины – в Персеполь отправили только некоторые ценные статуи.
После этого состоялось морское сражение при Саламине. С континентальной стороны за флотами наблюдали Ксеркс и его приближенные, с острова внимательно смотрели эвакуированные афиняне, которые в случае своего поражения были бы порабощены. Тем не менее, запертые в естественной гавани персы не имели возможности маневрировать, и потому были разбиты.
После этого Ксеркс был вынужден вернуться в Азию со значительной частью войск – то ли опасался невозможности спастись бегством в случае неудачи, то ли новое восстание в Вавилоне требовало его личного внимания. На хозяйстве остался его приближенный Мардоний. Но в битве при Платеях, случившейся в следующем году, греческая фаланга вновь доказала свое тактическое превосходство. А при Микале эллины добили остатки вражеского флота. Однако, персидские контингенты оставались на многих островах Эгеады, а также в Македонии и Фракии, т.е., на подступах к собственно Греции. Для их изгнания потребовалось около тридцати лет.
Впрочем, государство Ахеменидов все равно оставалось могущественным, и остальную часть своего правления Ксеркс посвятил многочисленным строительным проектам, завершив все дворцы и храмы, которые начал возводить еще его отец. Своими подданными он правил справедливо и твердой рукой, заслужив у них репутацию Великого.
Вместе с тем, он воспылал страстью к собственной невестке – жене своего младшего брата. Но честная женщина отказала ему в близости, и тогда царь завел шуры-муры с ее дочерью. Брат был вынужден забрать своих близких и бежать на восток, но при дворе начались волнения. В конце концов, Ксеркс был заколот собственными приближенными, а престол наследовал его сын. И вот его греческие авторы называют человеком достойным – возможно потому, что тот подписал Каллиев мир, завершивший греко-персидские войны.