Найти в Дзене
Гуманитарщина

Пифагор

Вместе с Пифагором появляется само слово «философия» т.е. любовь к мудрости. Считается, что Пифагор первый назвал себя философом т.е. любомудром. У Пифагора можно выделить научную, мистико-религиозную и философскую части, которые очень тесно связаны. Научную часть и религиозную часть мы опускаем. Научную опускаем потому, что о ней мы знаем или хотя бы слышали в школе на уроках математики и геометрии, религиозную — потому, что она не особо оригинальна: о переселении душ и неупотреблении мяса животных мы слышали и до этого в других регионах. Сейчас философская часть. Пифагорейцы говорят, что всё есть число т.е. число — это, то самое первоначало, которое начали искать в Милете. Всё на свете сводимо к числу и числовым отношениям. Почему они так решили? Потому что много занимались математикой, музыкой и наблюдениями за природой. Очень быстро выяснилось, что математика сама по себе невероятна точна, логична и внутренне согласованна, а те математические закономерность, которые вроде бы должны

Вместе с Пифагором появляется само слово «философия» т.е. любовь к мудрости. Считается, что Пифагор первый назвал себя философом т.е. любомудром.

У Пифагора можно выделить научную, мистико-религиозную и философскую части, которые очень тесно связаны. Научную часть и религиозную часть мы опускаем. Научную опускаем потому, что о ней мы знаем или хотя бы слышали в школе на уроках математики и геометрии, религиозную — потому, что она не особо оригинальна: о переселении душ и неупотреблении мяса животных мы слышали и до этого в других регионах. Сейчас философская часть.

Пифагорейцы говорят, что всё есть число т.е. число — это, то самое первоначало, которое начали искать в Милете. Всё на свете сводимо к числу и числовым отношениям. Почему они так решили? Потому что много занимались математикой, музыкой и наблюдениями за природой. Очень быстро выяснилось, что математика сама по себе невероятна точна, логична и внутренне согласованна, а те математические закономерность, которые вроде бы должны существовать только на бумаге, в реальном мире встречаются на каждом шагу. Математика буквально вшита в нашу реальность, и конечно это поражает. Через много столетий Галилей скажет, что книга природы написана на языке математики. Пифагорейцы бы точно подписались под этими словами. Для них это тоже было очевидно, только, в отличие от Галилея, они более экзальтированны и считают, что число божественно по своей природе. Кстати, по этой причине его, вероятно, нужно писать с большой буквы.

Дальше пифагорейцы разрабатывают нумерологию, которая, конечно, носит мистический характер, но всё-таки является довольно важной для дальнейшей истории философии. Потом будет понятно почему.

Единица или монада — это основа основ, это единое и неделимое, это буквально божество. Двойка — это противоположность единицы. Единому и неделимому противопоставляется множественное и делимое т.е. материя. Три — это идеальное число, потому что оно имеет начало, середину и конец т.е. 1 — это начало, 2 — середина, 3 — конец. И всё в таком духе.

Дальше пифагорейцы разрабатывают таблицу категориальных противоположностей, которая объясняет весь мир. Вот она:

· предел — беспредельное

· нечётное — чётное

· одно — множество

· правое — левое

· мужское — женское

· покой — движение

· прямое — кривое

· свет — тьма

· добро — зло

· квадрат — вытянутый прямоугольник

Начинается она с предела и беспредельного. Изначально существует беспредельное, но если есть только оно, то тогда ничего предельного быть не может. Реальность говорит об обратном, значит должно быть и предельное. Таким образом, чисто логически, получается первая пара, с которой всё начинается. Дальше чётное — нечётное, поскольку всё есть число, это очень важно и т.д.

Послушав о числе как первоначале, увидев математические закономерности в природе, и внимательно изучив таблицу противоположностей, мы приходим к идее, которая очень важна для пифагорейцев и, конечно, для всей греческой культуры. Это идея гармонии. В мире всё гармонично, всё очень тонко и аккуратно настроено. Всё поддаётся исчислению и во всём можно наблюдать цикличность, а это значит, что мир постигаем и его можно предсказывать. Не бывает такого, что есть только зло, его всегда уравновешивает добро. Если есть движение, то есть и покой и т.д.

Как тут не восхититься и не сказать, что мир из-за своей математичности, из-за своей пропорциональности и гармоничности прекрасен! Именно это и делают греки.

Резюме. Мир есть число, всё сводимо к числу и числовым отношениям. В мире есть фундаментальные противоположности, но вместе с тем он гармоничен и постигаем.

Канал в тг