Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Самолёт ЛМС-901 «Байкал» хороший, но есть сомнения

Новый самолет "Байкал" с оптимальным сочетанием удобства и несложности пройдёт обширную проверку в августе. По информации пресс-службы Уральского завода гражданской авиации, программа испытаний будет осуществлена ближайшим летом и включит в себя разнообразные тесты лёгкого многоцелевого ЛМС-901 "Байкал".

Окончание испытаний предполагает формирование необходимого пакета документации для последующей сертификации текущего самолета, что в свою очередь позволит начать коммерческие полёты.

Задачей "Байкала" будет сменить устаревший парк Ан-2. Заказы на ЛМС-901 уже поступили от местных авиакомпаний, а также от "Аэрохимфлот", государственного лесного хозяйства и Национальной службы санитарной авиации. Взгляды профессионалов подтверждают, что создание самолета "Байкал" имеет значительное значение для обеспечения транспортных потребностей отдаленных районов России.

Пресс-служба УЗГА сообщила о планах проведения грандиозной программы испытаний нового лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал». Они намерены завершить испытания от августа до октября и подготовить необходимый пакет документов для передачи на сертификацию. По их словам, успешное завершение испытаний позволит получить сертификат типа и начать коммерческие полёты на «Байкале».

На предыдущих этапах испытаний самолёт успешно прошёл проверки на стабильность и управляемость. Также были подтверждены ключевые технические характеристики, включая скорость полёта и способность взлетать с различных типов взлётно-посадочных полос. Эти результаты были подчеркнуты представителями пресс-службы екатеринбургского предприятия.

В начале 2022 года в небо поднялся ЛМС-901 - новый самолёт, который разработал коллектив инженеров компании "Байкал Инжиниринг" под руководством главного конструктора Вадима Дёмина. Этот самолёт создавался как замена Ан-2. На первом испытательном полёте использовался американский двигатель General Electric H80-100, но в будущем серийные модели будут оснащены отечественными двигателями ВК-800СМ.

Двигатель ВК-800СМ
Двигатель ВК-800СМ

ЛМС-901 может вместить девять пассажиров или перевезти до 2 тонн груза. Самолёт способен развивать крейсерскую скорость до 300 км в час и преодолеть дальность в 3 тысячи километров (или 1,5 тысячи с полной загрузкой). Разработчики считают, что "Байкал" станет многоцелевым воздушным судном, которое сможет успешно выполнять разнообразные задачи в различных климатических условиях.

В пресс-службе УЗГА сообщили о намерениях создать самолёт «Байкал», который будет способен преодолевать самые экстремальные температурные условия и совершать полёты на аэродромы в горных районах. Самолёт планируется сделать универсальным, способным выполнять различные задачи в авиации, помимо перевозки пассажиров и грузов.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил на выставке «Иннопром», что ЛМС-901 будет сертифицирован в декабре этого года, после чего начнётся эксплуатация этого воздушного судна. Сертификат самолета "Байкал", предназначенного для замены устаревших Ан-2, должен быть получен в декабре. Сразу после этого начнется испытательная эксплуатация летательного аппарата. Планируется установка российского двигателя на него в
последующем.

После завершения процесса сертификации начнется серийное производство "Байкала" на УЗГА в Екатеринбурге и в ТОРе "Комсомольск" в Хабаровском крае. Новые цеха будут запущены в обеих локациях в 2024 году. Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год.

Вот что заявил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв в апреле: первые десять машин (ЛМС-901) будут работать у нас в регионе, а соглашение с дальневосточной авиакомпанией предусматривает использование 105 самолетов на Дальнем Востоке, произведенных у нас.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв

Следующие авиаперевозчики планируют пополнить свои парки: «Байкал» запланирован для Suhoi «Avrora» (Сахалин), «Vityaz-Aero» (Камчатка), «AeroService» (Zabaykalye). Крупный заказ готовится для "AeroChemFlot" у UZGA - с 2026 по 2030 год они планируют получить 120 ЛМС-901.
Рослесхоз выразил существенную заинтересованность в ЛМС-901 "Байкал". Агентство оценило необходимость замены 124 самолётов Ан-2 до 2030 года.

Альянс, также известный как "Аэрохимфлот", проводит авиационные операции по всей стране, включая Краснодарский край и Чукотку. В компании рассматривают ЛМС-901 "Байкал" в качестве возможной альтернативы устаревшим Ан-2 из-за их высокого расхода топлива. Представители Рослесхоза убеждены, что "Байкал" соответствует необходимым требованиям для выполнения лесоавиационных работ.

В планах Национальной службы санитарной авиации (НССА) увеличить авиационный флот до 27 самолётов типа «Байкалы». Они будут преобразованы для оказания медицинской помощи в отдалённых районах. В перспективе возможно установление специального медицинского оборудования на борту.

Планируют поставить первые воздушные суда уже к 2025 году. Покупатели смогут оценить уровень комфорта и удобства самолета на практике. Они предвидят создание специальных версий, таких как те, что предназначены для санитарной авиации, авиационно-химических работ или охраны лесов.

Сборочный цех на УЗГА
Сборочный цех на УЗГА

ЛМС-901 будет пользоваться спросом на местных авиалиниях, благодаря удобной пассажирской версии с шумопоглощающими материалами и просторными посадочными местами. Экипаж в свою очередь сможет оценить передовое оборудование, удобную кабину и простоту управления на таком самолете.

Эксперты RT подчеркивают необходимость оперативного получения отечественного двигателя для проекта «Байкал». Планируется проведение испытаний мотора на базе Сибирского научно-исследовательского института имени Чаплыгина в Новосибирске в начале следующего года.

Проверка двигателя начнется на летающей лаборатории Як-40, и затем его установят на «Байкал». Прогнозируется, что первый полет ЛМС-901 с российским двигателем состоится в 2024 году. Одним из преимуществ модели ВК 800СМ будет ее долговечность и высокий ресурс использования.

Сборка ВК-800СМ в Екатеринбурге входит в планы УЗГА. Российские предприятия будут поставлять или производить основные компоненты для этого двигателя. Этот проект направлен на увеличение срока службы двигателя с начальных 1 тыс. лётных часов до 4,5 тыс. часов. Некоторые компоненты, которые нельзя производить самостоятельно, будут покупаться у внешних поставщиков в дополнение к внутреннему производству.

Эксперт отметил, что радикальное обновление отечественной малой авиации станет возможным благодаря планируемой массовой поставке ЛМС-901 с двигателем ВК-800СМ. От качества работы местных авиалиний во многом зависит транспортная обеспеченность отдаленных территорий Сибири и Дальнего Востока.

Генеральный конструктор дивизиона "Двигатели" УЗГА Сергей Вакушин сообщил, что уже налажена кооперация по производству деталей методом жаропрочного литья. В будущем планируется построить собственный литейный цех.

Благодаря улучшенной ситуационной осведомленности, автоматизированным операциям и доставке информации через многофункциональные дисплеи, полёт на новой машине станет намного более комфортным и менее утомительным. Пантелеев выразил мнение о том, что благодаря высокой скорости крейсера «Байкал» сможет совершить больше рейсов за один световой день.

Главный редактор портала Avia.ru, Роман Гусаров, также поделился своим мнением с RT, говоря о том, что новый самолет хорошо подходит для выполнения задач в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока.В регионах России с нетерпением ожидают прибытия самолета ЛМС-901 под названием "Байкал".

Он сочетает в себе удобство и надежность, что позволяет садиться на небольшие аэродромы и взлётно-посадочные полосы и выполнять полёты при низких температурах. Благодаря своей аффордабельности, ЛМС-901 станет доступным для многих. Гусаров подчеркнул, что этот самолет будет очень популярен в областях России.

Ранее в ходе лётных испытаний самолёт был проверен на устойчивость и управляемость. Также были подтверждены «важнейшие изначально заявленные параметры, например по скорости полёта или возможности взлетать с грунтовых полос», добавили в пресс-службе екатеринбургского предприятия.

ЛМС-901 был создан коллективом инженеров под руководством главного конструктора компании «Байкал Инжиниринг» Вадима Дёмина на замену Ан-2. Дебютный полёт воздушного судна состоялся в январе 2022 года. Тогда опытная машина поднялась в воздух благодаря американскому двигателю General Electric H80-100, однако серийные образцы уже будут оснащены отечественными ВК-800СМ.

В пассажирском варианте ЛМС-901 рассчитан на девять мест, в грузовом — может перевозить 2 т полезной нагрузки. Крейсерская скорость самолёта может достигать 300 км/ч, максимальная дальность полёта составляет 3 тыс. км (с полезной нагрузкой 2 т — 1,5 тыс. км). По мнению разработчиков, «Байкал» станет неприхотливым универсальным воздушным судном, способным выполнять широкий круг задач в разных природно-климатических условиях.

Пассажирский салон "Байкала"
Пассажирский салон "Байкала"

«Мы делаем самолёт, которому не страшны ни очень высокие, ни очень низкие температуры, который может летать на высокогорные аэродромы и использовать грунтовые полосы. Кроме того, «Байкал» должен стать универсальным самолётом, мастером на все руки, который сможет не только перевозить пассажиров и грузы, но и выполнять разные авиационные работы», — сообщили RT в пресс-службе УЗГА.

«В 2025 году мы поставим первые самолёты. Уже скоро пассажиры смогут в реальности оценить удобство и комфорт этого воздушного судна. Поэтому нам предстоит сначала создать, а потом, конечно, испытать ряд специальных версий, в том числе для санитарной авиации, авиационно-химических работ или авиалесоохраны», — рассказали в УЗГА.

На предприятии подчеркнули, что ЛМС-901 будет востребован на местных воздушных авиалиниях. Пассажирская версия будет комфортной, с удобными и просторными посадочными местами, средствами снижения шума и вибрации. В свою очередь, лётный состав «сможет оценить передовое приборное оснащение, эргономичную кабину и простоту пилотирования», добавили в УЗГА.

«Основная особенность «Байкала» заключается в том, что, нацеливаясь на рыночную нишу самолёта Ан-2, он был создан с учётом всех современных и перспективных требований, которые касаются экологичности, экономичности и безопасности полёта. Разработчик учёл все ключевые пожелания будущих эксплуатантов», — сказал Пантелеев.

«Байкал» — это сочетание неприхотливости и комфорта, причём достаточно высокого для самолёта подобного класса. ЛМС-901 может садиться на грунтовые аэродромы и небольшие по размерам взлётно-посадочные полосы, переносить низкие температуры. При этом он будет недорогим по себестоимости. Такой самолёт очень ждут в регионах России», — подытожил Гусаров.

Но, сомнения в серийном выпуске этого самолёта всё же имеются. Во-первых подорожал сам "Байкал" и его стоимость теперь оценивается более 200 млн рублей, во-вторых не построено ещё производственных мощностей, о которых так долго и победно трубило правительство Хабаровского края.

При этом утверждать, что краевые власти попросту предпочли забыть (или замолчать) о затянувшемся производстве «Байкалов», не совсем корректно. Участие правительства региона в самом процессе, судя по всему, свелось к одному простому шагу — выделению участка в границах ТОР. Строительство же самого завода находится в полномочиях Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Но, воз и ныне там.