Набравшая силу Армия освобождения Косово ведёт уже полноценную войну с силовиками Югославии. Однако раз за разом проигрывает им. С последним мириться было нельзя, и за дело принялись знающие люди — НАТО. Они собрали всех тунеядцев, дураков и калек в районе и свели всё в единую структуру.
Новый виток. Вмешательство НАТО.
Несмотря на численный перевес, оборудованные позиции в обороне и довольно разнообразный арсенал вооружения вплоть до 12,7-мм пулеметов и 120-мм минометов «Армия освобождения Косово» раз за разам терпела поражение от сил полиции и армии Югославии. Масштаб боевых действий привлек внимание мировой общественности, США и ЕС в частности. С каждой победой югославов политическое давление усиливалось и в конце концов вылилось в ультиматум со стороны НАТО о прекращении боевых действий и возвращении армейских частей в места постоянной дислокации. 15 октября 1998 года Белград принял ультиматум и было подписано перемирие. 25 октября перемирие вступило в силу. Мониторинг выполнение соглашений обеспечивали самолеты НАТО в рамках программы «Eagle Eye», в дальнейшем сербская сторона будет утверждать, что в рамках данной миссии велась разведка расположения позиций югославской армии.
Как бы то ни было перемирие хоть и снизило накал боевых действий, но совсем прекратить нападения боевиков не смогло.
Община Штимле находилась в 6 оперативной зоне АОК Неродимье под командованием Шукри Буйа. В его подчинении было 3 бригады 161, 162, 163. Причем 163-я бригада находилась в процессе формирования. Силы не такие уж и большие, особенно если сравнивать со второй или третьей оперативными зонами. Однако именно действия в этой оперативной зоне сыграли решающую роль в противостоянии югославских силовиков и албанских террористов.
8 января 1999 года группа боевиков из батальона «Садик Шалья» 161 бригады АОК напали в на село Дулья и убили там 3 полицейских (Горан Бошкович 1971 г.р, Милош Стеванович 1970 г.р, Драган Томашевич 1968 г.р.) 10 числа в селе Сливово тяжело ранили полицейского Светислава Пржича, который скончался через два дня.
15 января полицейские силы заранее уведомив ОБСЕ и западных журналистов (!) приступили к штурму села Рачак. По мнению югославских силовиков Рачак был штабом 161 бригады АОК и её руководство находится именно в нем. Более того по оперативным данным в Рачаке находилось командование всей оперативной зоны. И они были правы, это было действительно так. Как и то, что албанцы заранее знали о готовившемся штурме. В операции участвовало 135 полицейских, 105 сотрудников шестой роты ПJП, 30 членов оперативно-поисковой группы. Албанцев в селе было 80-140 по сербским данным и 47 по албанским.
В 3 часа ночи подразделения полиции начали окружать село, занимая окопы вокруг него и блокируя пути отхода боевиков.
К 7 часам село было блокировано, при этом было убито около 5 боевиков охранявших подходы. В 7 утра через мегафон боевикам находившимся в селе было предложено сдаться, ответом были автоматные очереди.
Бой начался в 8:30. Между 9 и 10 часами полиция заняла центр села разгромив три бункера. Оставшиеся боевики предприняли попытку покинуть село не подозревая, что окопы по периметру уже заняты сотрудниками полиции. На призыв к сдаче опешившие боевики открыли огонь и были расстреляны ответным кинжальным огнем полицейских. К 11 часам село было занято. Однако 8 членов АОК вырвались из села хотя и были ранены, среди них был и командир 161 бригады АОК Афет Бильяли. С 11.00 до 15.00 со стороны окрестных сел боевики предпринимают несколько попыток контратак на захваченные полицией позиции. В ход шли даже минометы. Однако к 15 часам всё было кончено. После чего в село вошли сотрудники полиции для проведения следственных действий.
В ходе осмотра обнаружено:
2 пулемета, один из них крупнокалиберный,
36 автоматов,
2 снайперские винтовки,
5 РПГ,
12 гранат для гранатомета,
12 ручных гранат,
7282 боеприпаса разного калибра.
После зачистки в село были приглашены наблюдатели и журналисты. Более того некоторые журналисты наблюдали за ходом операции с близлежащих к селу холмов.
Однако уже на утро 16 января 1999 года село вновь перешло под контроль АОК.
Именно этот бой стал той зацепкой для ряда западных стран, чтобы обвинить югославских силовиков в чрезмерном применении силы и массовых казнях мирного населения.
26 января 1999 не менее драматичным оказался бой в селе Рогово. Накануне группировка АОК столкнулась на переправе с полицейским патрулем. В перестрелке двое полицейский были ранены, а трое боевиков убиты. По горячим следам банда была обнаружена в селе Рогово, где в ходе спецоперации было уничтожено 26 боевиков. Кадры тел убитых боевиков облетели весь мир, но сделать из них второй Рачак западной пропаганде не удалось.
Уже 30 января НАТО предъявило новый ультиматум Югославии, пригрозив бомбардировками если Милошевич не сядет за стол переговоров с лидерами албанских боевиков. Переговоры начались 19 февраля в Замке Рамбуйе под Парижем и ожидаемо ни к чему не привели. По другому и не могло быть, ибо условия документа фактически легализовали бы оккупацию Югославию со стороны НАТО.
Пункты соглашения:
Размещение 30 000 военнослужащих НАТО для поддержания порядка в Косове; Беспрепятственное право прохода для войск НАТО по югославской территории, включая Косово;
Иммунитет НАТО и его агентов к югославскому законодательству.
Югославия отказалась подписывать соглашение. Переговоры в Рамбуйе были признаны провальными. 22 марта были эвакуированы сотрудники ОБСЕ. 23 марта руководство Югославии согласилось подписать политическую часть соглашения, но не пункт о вводе войск НАТО.
24 марта авиация НАТО начала бомбардировки сербских городов, чтобы вынудить страну подписать соглашение на своих условиях.
Получившая столько мощную поддержку «Армия освобождения Косово» попыталась в апреле 1999 года взять под контроль албано-югославскую границу.
9 апреля в 3 часа утра начался массированный артиллерийский обстрел со стороны Албании. Удару подвергся караул Морина. В 4:30 огонь был перенесена на караул Кошаре. Под прикрытием артиллерийского удара на границе сконцентрировалось до 1500 бойцов АОК. Атака происходила в трех направлениях: Раса Кошарес — караул Кошаре — Майя Главе. Противостояло боевикам 110 бойцов ВЮ (53 пограничный батальон, минометное отделение 125 мбр)
Днем боевикам АОК удалось захватить высоту Раса Кошарес и организовать там оборону. Затем под ударами артиллерии пала высота Майя Главе. Около 19.00 военнослужащие войска Югославии отошли с обстреливаемых артиллерией позиций на карауле Кошаре на вторую линию оборонительных рубежей.
Попытки АОК выбить югославских солдат с запасных оборонительных рубежей в дальнейшем не увенчались успехом.
14 апреля югославские части предприняли контратаку на высоту Майя Главе. И хотя захватить её не удалось, однако артиллерийские обстрелы с высоты прекратились и на этом участке фронта ситуация стабилизировалась и оставалась неизменной до конца войны. Высоты Раса Кошарес, Мая Главе и караул Кошаре так и останутся за албанской стороной, но прорвать вторую линию обороны боевикам так и не удастся.
Второй попыткой прорыва границы являлась операция АОК «Стрела». Начавшаяся 26 мая 1999 года и направленная на прорыв границы на юге Косово. Основные бои пришлись на позиции на горе Паштрик и заставе Горожуп. Однако хотя албанцам и удалось захватить северные склоны, но полностью взять гору и прорвать границу силам АОК при поддержке авиации НАТО и артиллерии Албании не удалось.
Атаки продолжались до самой капитуляции правительства Милошевича и вывода Войска Югославии с территории Косово. 21 июня 1999 года между НАТО и АОК подписывается соглашение о реорганизации последней в «Корпус защиты Косово», который в свою очередь после одностороннего провозглашения независимости Косово был реорганизован в «Силы безопасности Косово».
Структура и организация «Армии освобождения Косово»
В организационном плане АОК состояла из Штаба, расположенного в Кукесе в Албании, и семи оперативных зон на территории Косова и Метохии.
В каждой оперативной зоне АОК было несколько «бригад», в реальности каждая из которых была размером в батальон. Официально они насчитывали тысячу бойцов, разделенных на 20 рот по 50-60 человек каждая, однако в действительности были меньше.
Распределение бригад Армии освобождения Косово по оперативным зонам:
1-я Оперативная Зона - Дреница (4 бригады)
Штаб - Лауза
Командующий: Сами Лустаку
Заместитель командующего: Башким Яшари
Политический помощник: Хизри Талай
111-я бригада "Adem Jashari" Подразделение Коммандос (Njesia Commando): "Цыган"
112-я бригада "ARBEN HALITI": Мурат Мехмети
113-я бригада "Muje Krasniqi": Хисен Шабани
114-я бригада "Fehmi Lladrovci": Мухаррем Гаши.
Военная офицерская школа "Hamez Jashari" (Qendra te aftesimit te oficireve): Мурризи - Ликоц
2-я Оперативная Зона -Pashtriku (6 бригады)
Штаб - Лапаштика
Командующий: Нуредин Ибиши "Реми"
Заместитель командующего: Кадри Кастрати "Дайа" (дядя) Помощник командующего: к-н Наим Малоку
121-я бригада "Shaban Shala": Хаджи Шала ("ISMET JASHARI-KUMANOVA" название на сайте Республики Косова)
1 -й батальон "Afrim Krasniqi": Скендер Хоти
3-й батальон "Sadik Shala": Айет Кастрати
122-я бригада "Zahir Pajaziti": "Леке" ("IMER KRASNIQI" название на сайте Республики Косова)
123-я бригада Военная офицерская школа (неподтверждено)
124-я Гани Пагаризи Gani Paqarrizi
125-я
126-я
128-я(?) командир Ruzhdi Saramati
3-я Оперативная Зона - Дукаджини (8 бригад)
Штаб - Ябланица
Командующий: Рамуш Харадинай
Начальник штаба: проф. Максхун Чехай
Помощник командира по снабжению: Рустем Тета
131-я бригада "Jusuf Gervalla": Рустем Бериша
132-я бригада "Myrte Zeneli": Назми Укесмайли
133-я бригада "Ardian Krasniqi": "Имрин"
134-я бригада "Bedri Shala": Исмет Ахмети Военная офицерская школа: Шабан Драгай
135-я бригада "Agim Zeneli"
136-я бригада "Rugova"
137-я бригада "Gjakova"
138-я бригада "Agim Ramadani"
4-я Оперативная Зона - Шала (4 бригад)
Штаб - около Магура
Командующий: Рахман Рама
141-я бригада "Mehe Uka"
142-я бригада "Azem Galica"
143-я бригада: зам. ком. "Enver"
5-я Оперативная Зона — Ллап (4 бригады)
Штаб - Драгобилье, Ладровац
Командующий: Тахир Синани
Заместитель командующего: д-р Садик Халитьяха
151-я бригада "Zahir Pajaziti": Веллазним Криезью
152-я бригада Шабан Шала (Shaban Shala)
153-я бригада Военная офицерская школа - Кострце
6-я Оперативная Зона - Неродиме (3 бригады)
Штаб - неизвестно
Командующий: Шукри Буйа
161-я бригада "Ahmed Kaqiku": Хайрос Курти "Барджи"
162-я бригада "Agim Bajrami"
164-я бригада "GAFURR LOKU"
7-я Оперативная Зона - Карадак (3 бригады)
Штаб - неизвестно
Командующий: Ахмет Исуфи
Заместитель Шемси Сильа
171-я бригада "Kadri Zeka» Командир Салих Мустафа
172-я бригада «Isa Kastrati» Командир Шефик Бекури
173-я бригада "Gursel dhe Bajram Sylejmani" Командир Селами Незири
Зачастую бригадам присваивают имена видных боевиков погибших в боях.
Оружие и экипировка
На начало своей деятельности Армия освобождения Косово экипировалась чем придется. Это относилось и к оружию и к снаряжению и к форменной одежде.
К моменту становления как единой организации экипировка приобретает какое-никакое единообразие. Скорей всего шли единые закупки если не для отдельных бригад, то для отдельных оперативных зон. Как минимум все боевики имели нашивки с двуглавым албанским орлом на красном фоне и надписью «Армия освобождения Косово».
Использовались несколько видов камуфляжа: югославский М93, бундесверовский Flecktarn, швейцарский TASS 57, американский Woodland либо просто униформа черного цвета. ИнНа голове носились либо кепи от армейской формы вышеназванных стран, либо береты черного, красного либо зеленого цвета. Обязательно с нашивкой АОК носимой на головном уборе.
Из вооружения боевики имели преимущественно китайские копии вооружения стран варшавского договора. Так же было много югославского вооружения попавшего в руки бандитов разными способами. Особо мажористые доставали и экзотические стволы типа тех же Steyr AUG или крупнокалиберных винтовок Barret.
Или вот интересный экземпляр в руках у Агима Рамадани автомат Galil под советский патрон 5,45. Однако ни Galil ни его ЮАРовская копия Vektor не выпускались под этот боеприпас. Однако в США фирма Elite Firearms конвертировала данные стволы под 5,45. Вопрос как стволы из мелкосерийного производства в США попадали к албанским боевикам в Косово остается открытым.
Особняком стоит так называемая «Атлантическая бригада», комплектовавшаяся из иностранных граждан албанского происхождения. вопреки устоявшемуся мнению не все они были из США. Так же присутствовали выходцы из Хорватии, Германии, Великобритании. Экипировка данной бригады существенно отличалась в лучшую сторону. Все они были одеты в камуфляж woodland. Отличительной особенностью являлось ношение американского флага на униформе.
Обучение боевиков проходило на территории Албании, так как где-либо на территории Косово АОК не смогли закрепиться на продолжительное время и постоянно находились под прессингом югославских силовиков.
В Албании же для «Армии освобождения Косово» создали все условия и даже предоставляли албанских инструкторов. Лагеря находились в албанских городах Буррели, Тропое, либо просто в лесистой местности рядом с границей.
В Средствах массовой информации не редко проскакивала информация, что обучение проводили инструктора SAS или ЦРУ. Выяснить так ли это или нет не удалось, но к примеру боевиков 138 бригады тренировал отставной боец SAS Йон Харрис.
Лидеры
Рамуш Харадинай
Родился в Косово, но в 1989 году эмигрировал в Швейцарию. Вернулся обратно в 1997, вступил в АОК. Уже в апреле 1998 становиться региональным командиром. Отвечал за оперативную зону Дукаджин.
После войны и реорганизации АОК в «Корпус защиты Косово» стал заместителем командира.Попутно строил политическую карьеру дважды став премьер-министром Республики Косово ( с 3 декабря 2004 по 8 марта 2005 и с 9 сентября 2017 года — 3 февраля 2020 года)
МТБЮ выдвинуло против него обвинения по 37 пунктам. Однако свидетели начали неожиданно умирать и пропадать. Совершенно случайно. Как итог Харадиная оправдали. Прокурор обжаловал приговор, но суд постановил, что хотя инкриминируемые преступления имели место быть, но Харадинай за них ответственности не несет.
Для тех кто интересуется войной в Косово на просторах СНГ запомнился тем, что получил по лицу от миротворца КФОР из РФ вызвав того на кулачный поединок при задержании.
Агим Чеку
Когда спрашивают почему ЮНА в Хорватии не смогла, то можете смело сказать — из-за таких как капитан ЮНА Агим Чеку, который дезертировал в 1991 году и присоединился к хорватским силам. В 1995 году принимал участие в ликвидации Сербской Краины.
Когда в Косово забурлило сразу же отправился туда и вступил в АОК получив чин полковника. В мае 1999 стал главой штаба АОК. После ввода в край НАТО и реорганизации АОК в корпус защиты Косово стал его главой. С 2002 года Сербия добивается его ареста и выдачи за преступления против сербов во время войны 98-99 годов. Чеку трижды арестовывали (2003, 2004, 2009) но каждый раз «Рафик оказывался неуиновен». А в 2006-2008 он был премьер-министром Косово. Так же как и Харадинай прекрасно себя чувствует и живет сытой и довольной жизнью.
Хашим Тачи
Один из основателей АОК, убивал гражданских и милиционеров еще когда об АОК не было и речи. Но видимо бегать по горам и лесам в надежде, что югославские силовики не подстрелят ему не очень нравилось и Хашим ударился в политику. Став премьер-министром еще в 99-м году Тачи так и продолжал занимать высокие посты, а с 2016 по 2020 занимал должность президента Косово. Видно загубленные сербы в ночных кошмарах к нему не приходили.
Агим Рамадани
Бывший офицер ЮНА эмигрировавший в Европу. Был известным в албанских кругах деятелем искусств. У Рамадани были публикации стихов в журналах, выставки его картин. Он даже был членом «Европейской академии искусств».
В 1998 году Рамадани совершил трагическую ошибку — примкнул к АОК.
Пройдя подготовку в Албании он со своей группой провел ряд нападений на югославские патрули. В частности 30 сентября они убили 5 югославских солдат из засады.
Однако сколько веревочке не виться, а конец будет. Конец Рамадани пришел 11 апреля 1999 года при атаке на караул «Кошаре».
Сулейман Селими
Еще один ветеран террористического движения Косово. Селими начал свою деятельность еще в дреницкой группе Яшари. С 98 года руководитель оперативной зоны №1 «Дреница». В 98-99 командующий АОК. После расформирования АОК руководил «Корпусом защиты Косово». Во карьера пёрла у человека.
Однако в 2013 году что-то пошло не так и он был арестован вместе с 6 другими членами дреницкой группы. 24 мая 2013 года он был арестован и решением Основного суда в Косовской Митровице осужден за военные преступления против гражданского населения на шесть лет заключения.
Выводы
Вся деятельность «Армии освобождения Косово» показывает нам, что не смотря на убийства, пытки, торговлю наркотиками, человеческими органами при определенных условиях можно стать уважаемыми партнерами западных стран, входить в большие кабинеты и жить полной жизнью.
За тысячи убитых сербов, албанцев, цыган никто не спросит. Никто не спросит почему древние храмы Косово и Метохии разрушены, осквернены и разграблены. Никто не спросит почему сербы продолжают подвергаться гонениям на своей земле.
На примере «дреницкой группы» мы видим, как можно при внешней поддержке из ОПГ создать полноценную армию добавив в неё политический подтекст и огромную внешнюю поддержку.
Автор: Евгений