Мы, взрослые, можем помочь своим детям.
Свадхистана формируется в возрасте с 3 лет.
С детства эта чакра пробивается историями, где нарушали наши границы. Обычно, когда мы прорабатываем чакру, нам автоматически хочется отстаивать границы.
У ребенка должно быть свое пространство, своя комната, вещи, которые никто не имеет права трогать. В моем детстве у меня практически не было личных вещей. Теперь моя кровать — только моя кровать. Мой ребенок не спит в моей кровати, это редкий случай.
Как учатся дети?
Через пример взрослого.
Как проявляет эмоции родитель, так их проявляет и ребенок. Важно, чтобы родитель эмоции проговаривал. Например, «я сейчас чувствую любовь», «я чувствую радость», «я чувствую печаль» и так далее. Важно, чтобы сами родители научились осознавать и принимать эмоции. Родитель — первый базовый пример.
Осознанность прямо пропорциональна взрослости. Если родители эмоционально неустойчивы, то, конечно, ребенку остается брать негативный пример. Помочь может социум, школа, психолог. Про эмоциональную устойчивость и как быть психически здоровым родителем, я много писала в своей второй книге «Про родителей». Изучите ее во благо.
Чему важно научить ребенка:
1. Слышать и чувствовать эмоции.
2. Осознавать, что мы эти эмоции проживаем.
3. Научиться с этими эмоциями работать, проживать их.
В каком возрасте ребенок может работать со специалистами по вопросу эмоций?
Оптимально 11–12 лет. В неосознанных эмоциях помогают кружки, занятия. Например, у ребенка много непроявленной агрессии (когда мама с папой ругаются). В таком случае полезно записаться на спортивную секцию, где можно выплеснуть эмоции (бокс, карате). Если ребенок чаще в хорошем настроении, добавьте яркости и самовыражения через посещение творческих кружков (рисование, танцы, театральная студия).
До 3–5 лет ребенок неосознанно впитывает в себя все как губка.
В возрасте до 12 лет ребенок пытается проявлять эмоции и учится выживать в той или иной атмосфере. С 12 лет ребенок может болезненно реагировать на те или иные эмоции в его сторону, начинает высказывать свою позицию, может что-то делать назло, наоборот. Но если дома здоровая атмосфера, бунта не будет.
Бывает так, что у ребенка словно нет эмоций. В таком случае он проживает эти эмоции внутри, поэтому очень важно с этим работать. Ребенок будет слишком самокритичен, будет держать боль в себе. Это также выходит в заболевания и отражается на физическом теле. Ребенок рождается очень открытым, но когда он уходит в себя и не может проявляться, очень важно работать с психологом и давать возможность проживать эмоции.
Почему так происходит?
Ребенку не давали быть таким, какой он есть, закрывали горло. Со школьной парты детям говорят закрыть ротики.
Учите своих детей работать с эмоциями?