Найти тему

Кольцо вокруг Эльбруса - из тумана в ночь

Оглавление

Это часть вторая моего рассказа о том, как я проходила гонку вокруг Эльбруса - Elbrus World Race 2024.

О том, как прошла первая часть гонки с 4:00 утра до 19:00 2-го августа 2024, рассказываю здесь 👇

Там же я рассказываю о том, как к гонке готовилась.

Elbrus World Race - изо дня в ночь

Первый световой день гонки подходил к завершению, посветлу я успела подняться на перевал Балк-Баши, где прилегла на несколько минут на коврик, расстеленный возле палатки волонтёров команды Elbrus World Race. Полежала там, положив ноги на камень - о, какой это был благостный отдых! Разгрузила спину и ноги.

Перевал в облаке - ничего вокруг не видно. Саша, угостивший меня суджуком, решает валить вниз, я стремлюсь спускаться с ним, но держать его темп мне не можется. Он спускается быстрее, а я - как в лёгком коматозе. Хочу поспешить, а не могу. Не получается у меня. Итак, Саша уходит в туман, я остаюсь один на один с тропой и разметкой.

Делаю остановку по маленькой нужде, только успеваю надеть штаны, как из тумана появляется один из тех уставших стариков, которые хотели сойти на ПП "МЧС". Спускается бодро. Обходит меня. Тем временем смеркается. С перевала Балк-Баши я начала спускаться в 19:00. В 20:00 темнеет. Достаю налобный фонарик, уже когда темнота в тумане колет глаза. До этого прохожу какие-то стоянки, где стоят несколько палаток, а ещё навстречу мне поднимается с походным рюкзаком какая-то одинокая девушка на позитиве - всё это до того, как достану фонарик.

Переправа

Переправа через реку Кызылкол оптимизма мне не внушала, потому что там предстояло намокнуть то ли по пояс, то ли даже по грудь. Организаторы предупреждали. Вообще, вода в реках обычно низкая рано утром, но попасть на переправу рано утром на дистанции гонки невозможно никому из участников - ни быстрым, ни медленным. Быстрые попали туда во второй половине дня, когда идёт самое активное таяние ледников и снежников. Я же приближалась к переправе уже в темноте. Солнце скрылась, а значит, таяние ледников сейчас не такое активное.

Итак, уже стемнело и стало прохладно. Ожидать, что после речки я смогу теплом тела сушить на себе одежду, было бы наивным, но я не паниковала и не тормозила. Шла к этой переправе так быстро, как позволяло мне тело. Я стремилась к ней как можно скорее, по пути не мешкая и не задерживаясь. Её надо пройти - оставаться по эту сторону реки совсем не вариант.

Трос и верёвка над водой

Переправа представляла собой натянутые над рекой трос и верёвку со спусковым механизмом из промальпа - бегунок такой на колёсиках. На участника надевали верхнюю обвязку и карабином прицепляли к этой спусковухе. Руками нужно было держаться за верёвку, которая прикреплялась к бегунку. Уже потом задним умом я подумала о том, что имело смысл закинуть на трос ноги, чтобы они не попадали в воду. Итак, человек на том берегу дёргает бегунок за верёвку, и участник "едет". Во время движения я перебирала ногами, отталкиваясь от камней, и поначалу всё было отлично, пока в один момент я не угодила в воду по пояс, намочив трусы. Что произошло? Камни в каком-то месте закончились, а силой потока воды сбило мои ноги, и я повисла на тросе без точки опоры под ногами, оказавшись в этом потоке по пояс. Хорошо, хоть не по грудь.

Так выглядела переправа днём. Фото Надежды Уваровой. 02.08.2024.
Так выглядела переправа днём. Фото Надежды Уваровой. 02.08.2024.

Некоторые участники сошли с дистанции здесь.

После переправы был пункт горячего питания - в одной из палаток, что на фото. Давали картофельное пюре "Ролтон", и оно отлично согревало и поднимало настроение. Также наливали горячий чай и кормили разными сладостями. Пункт питания там был великолепный. Стоит, правда, отметить, что горячее питание предлагали и на ПП "МЧС", где я поела гречку с мясом "Кронидов". Она дала мне силы и настроение на прохождение перевала Балк-Баши.

Здесь же, после того, как поела, пройдя некоторое количество шагов по тропе, я вернусь, чтобы одеться. Сяду на стул и надену те самые штаны с проклеенными вами. Мокрая опа в ночи стала мёрзнуть. Надела я и флисовую кофту, и тёплую шапку, и даже горнолыжные варежки - я вдруг вся остыла, и тело пошло мелкой дрожью.

Дорога в ночи

Утеплившись, я продолжила путь уверенно и спокойно. Тропа, которая сначала вела по морене, вскоре вывела на ровную двухколейную дорогу на каком-то ровном травянистом плато. Здесь можно было бежать. Прямо и ровно. В целом, от пункта питания возле переправы до Северного лагеря, где меня ждала моя заброска со сменными кроссовками, носками, шортами и трусами, должно было быть 13 километров. Изначально я планировала попасть туда к 22:00. В какой-то момент, будучи уверена, что дальше так и будет вести вот такая ровная дорога, моё сознание расслабится. Вместе с ним расслабление охватит и тело, которое будет согрето движением и тёплой одеждой. Влагонепроницаемые штаны с прокленными швам великолепно сохраняют тепло, выделяемое телом. Мокрые штаны и трусы не охлаждают ни пипу, ни опу. Всё отлично, кроме одного - меня начинает накрывать сон. Очень хочется прилечь на эту ровную поверхность, покрытую травой. Трава сухая, росы нет. Ложусь на бок возле дороги. Фонарик на лбу не выключаю, чтобы меня увидели участники, идущие позади, и разбудили.

Легла, мне тепло и удобно. Глаза закрываются, и я проваливаюсь в межвременно-межпространственный континуум, где никакой гонки нет, но есть какие-то существа, занимающиеся своим бытом и делами. Они что-то делают, строят и не обращают на меня внимания. А если бы заметили, могли бы запросто, думаю, припахать меня на эту стройку. Как вы понимаете, я описываю вам сон, который мне снился там на траве, возле дороги.

Разбудили меня какие-то звуки в этой самой траве. Эдакое лёгкое шевеление травы. Может, суслики шарились. Открываю глаза - в свете фонарика вижу перед собой траву. Поднимаюсь. Оглядываюсь, ожидая увидеть даижущийся свет хотя бы одного фонарика, но на тропе никого. Позади меня только темнота.

Меня не будили. Меня никто не обгонял. И никто не приближается ко мне. Где же эти мужики, которые сидели там возле палатки? Неужели до сих пор сидят?

Продолжаю движение.

Поляна Эммануэля

Вижу впереди внизу множество огней - там поляна Эммануэля. Там есть электричество. Там турбаза с большими палатками и домиком. Там я ожидала Северный лагерь, хотя по километражу было ещё рановато. "Чаткару срезали", - вспомнился мне болтун из зоны регистрации и выдачи стартовых пакетов. "Вы на 136 километров?", - вспомнились слова многих волонтёров. Может, действительно, дистанция будет немного короче заявленной?

Итак, впереди какие-то большие палатки и группа каких-то парней. Это, наверное, наши, Альпиндустрия. Наверное, Северный лагерь. Я предвкушаю, как сейчас поем, пойду переодеваться и лягу поспать, но мой налобный фонарик освещает какие-то удивлённые лица, одно из которых недоумённо говорит: "Как они так идут откуда-то? Я бы в жизни один никогда никуда бы здесь не пошёл..."

На поляне Эммануэля лагерь я не обнаружила. Разметка вела сквозь турбазу, через одну и другую калитки огороженной территории.

"Значит, ниже, в Джилы-Су будет", - говорю я себе. Смотрю трек. Иду правильно. Да и куда там можно пойти неправильно, если я двигаюсь по светоотражающим флажкам, которыми размечена дистанция гонки? Разметка великолепная. Флажки видно далеко впереди и позади. А вот участников не видно ни одного.

Экстрим по камням

От поляны Эммануэля в Джилы-Су ведёт ровная грунтовая автомобильная дорога, но флажки почему-то ведут сильно правее неё. И тут начинается интересное. Флажки ведут то вертикально вверх по камням, то затем вертикально вниз. Это крупные камни, и мой сон как рукой сняло. Я начинаю смотреть во все четыре глаза, чтобы не угодить ногой в дыру между этими камнями. Становится жарко. Подъём по камням крутой, спуск тоже. Вверх и вниз два или три раза. Очень экстремально для прохождения в ночи.

"Нет, нет, нет, только не туда!" - говорю я сама себе, глядя на флажки. Потом смотрю по сторонам и понимаю, что больше ведь некуда. С одной стороны скальная стена, с другой - обрыв. А идти-то надо.

Повезло нам, что не было дождя, и грунт между этими камнями был сухой, а там местами спуск по грунту, и вот если бы он был сырой, пришлось бы по нему съезжать. Короче, очень я согрелась на том участке и спать расхотела.

Так выглядит тот участок днём. Фото сообщества Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Это фото с прошлого года.
Так выглядит тот участок днём. Фото сообщества Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Это фото с прошлого года.

Рядом шумит вода. Бурный поток. Наверное, днём там красиво и зрелищно, а в ночи есть лишь одно желание - поскорее пройти этот участок и выйти на ровную поверхность. Но поверхность долго не будет ровной.

Так выглядит тот участок днём. Фото сообщества Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Это фото с прошлого года.
Так выглядит тот участок днём. Фото сообщества Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Это фото с прошлого года.

Большие камни закончились. Началась крутенькая тропинка на спуск. Тоже каменистая. Местами мелкие камешки под ногами едут. Мой фонарик стал тусклым. Достаю другой фонарь - он поярче, но и в нём стоят несвежие батарейки. Поняла, что батарейки лучше ставить новые хотя бы в один фонарик перед самой гонкой. В темноте на тропе заниматься заменой батареек - так себе идея. И я не занимаюсь. Хорошо, что второй фонарик пока светит достаточно ярко, и все камни на спуске видно отчётливо. Нашла фотографию, как выглядит то место днём:

Фото сообщества Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Это фото с прошлого года.
Фото сообщества Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Это фото с прошлого года.

Время не течёт - оно летит со скоростью света

Я в урочище Джилы-су. Где же наши палатки? Время уже далеко за 22:00, а лагеря всё нет. Вот я уже приблизилась к асфальтовой дороге - шоссе на Пятигорск. Из ближайшего вагончика доносится громкая музыка и мужской смех. Куда мне идти? Где эти грёбаные флажки? Становится очень стрёмно. Хоть бы меня не заметил никто. Эти гуляющие мужики. Надо поскорее сваливать отсюда. Но куда? Не понимаю. Смотрю в трек - показывает движение по дороге. Иду на дорогу и вижу на ней метку голубой краской. Иду, бегу и одновременно смотрю в бок от дороги, чтобы не пропустить сход с дороги, но рано я его ищу - он будет значительно ниже. Бегу и бегу по шоссе, то и дело посматривая, нет ли флажков, уводящих с дороги. Голоса мужчин и музыка остались далеко позади. Навстречу мне проезжает одинокий автомобиль. Мне боязно. Как бы не остановился, и сидящие внутри не начали интересоваться, что я здесь делаю. Стрёмно, очень стрёмно бежать ночью по шоссе в районе Джилы-су. Знала бы я, что будет участок по этому шоссе, не тормозила бы там раньше. Откуда-то снизу мощный луч какого-то фонаря бьёт прямо в небо. Он движется, делая дугу. Может быть, это луч из Северного лагеря?

Вот уже пройдены не только 78 километров, но и все 80, а лагеря ещё нет. Когда я, наконец, увижу флажки, уводящие с шоссе на травянистую поляну, покажется большой светящийся шар с надписью Petzl. Ну точно, это и есть Северный лагерь. Petzl в 2017-ом году был одним из партнёров этой гонки. Я тогда впервые приняла участие в ней, на дистанции 46 км.

Вот такой светящийся шар был в Северном лагере. Фото со страницы Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Фото прошлого года.
Вот такой светящийся шар был в Северном лагере. Фото со страницы Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Фото прошлого года.

К этому моменту я буду расстроена тем, как много времени ушло на преодоление пути от переправы досюда, и как мало его остаётся на отдых. Когда я приду к большой палатке со столами, где будет еда, пройдено будет около 82-ух километров. Время моего прибытия в Северный лагерь 00:36, вместо ожидаемых мною 22-ух часов. Это даже не 23 часа и не 23:30. Наступили уже следующие сутки.

Северный лагерь. Фото со страницы гонки во ВКонтакте от прошлого года. Я пришла сюда глубокой ночью.
Северный лагерь. Фото со страницы гонки во ВКонтакте от прошлого года. Я пришла сюда глубокой ночью.

Ночью никакого Эльбруса я здесь не видела. Наверное, он был закрыт облаками. И хотя дождя не было, помните, в каком облаке был перевал Балк-Баши? Эльбрус, соответственно, тоже. Поэтому красоту места покажу вам на фото с прошлого года:

Северный лагерь. Фото на страничке гонки во ВКонтакте с прошлого года.
Северный лагерь. Фото на страничке гонки во ВКонтакте с прошлого года.

Здесь много еды, на любой вкус, но я ничего здесь не ем. Мне приносят заброску, и я спрашиваю, где могу переодеться и лечь поспать. Говорят, что это делается в двух разных палатках, но поскольку я одна, мне можно это сделать в палатке для сна. Прошу показать, где. Волонтёр мужчина берётся меня проводить. Подводит к большой двухкомнатной палатке, в середине между комнатами которой огромный просторный тамбур. Туда он разрешает мне зайти прямо в обуви. Что же, захожу. Разуваюсь, босиком захожу в комнатку для сна, где лежит коврик и спальный мешок. Переодеваюсь в сухие трусы и шорты. Мокрые штаны надеваю поверх. Так они высохнут на моём теле, не доставляя дискомфорта. Надеваю сухие носки, предварительно протерев стопы салфеткой, пропитанной перекисью водорода. На левой стопе трещина. Там была уже до гонки небольшая ранка - теперь она значительно углубилась и нарывисто болит. Обработала, в общем. И налепила на это место сплошной рулонный пластырь. Надеюсь, поможет снизить градус боли.

"Интересно, в какой палатке Надя?" - спрашиваю я внутренне сама себя.

"Ни в какой. Её нет в лагере. Она на дистанции, продолжает гонку" - отвечает мне моя Интуиция.

В этот момент понимаю, что хочу в туалет по малой нужде, но обуваться и идти искать кабинку - это непозволительная трата времени. Уже 01:05. На сон остаётся меньше часа. Надо срочно лечь спать. Как-нибудь не обо-усь за это время.

Мои вещи разбросаны. Ставлю будильник на 01:50. Соберу всё, когда проснусь.

Примерно так выглядела я в палатке в Северном лагере. У меня такого фото нет, но это весьма наглядно. Взяла его со страницы Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Фото с прошлого года.
Примерно так выглядела я в палатке в Северном лагере. У меня такого фото нет, но это весьма наглядно. Взяла его со страницы Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте. Фото с прошлого года.

Выключаю Garmin, залезаю в спальный мешок, застёгиваюсь в нём с головой и проваливаюсь туда, где по-прежнему какие-то существа строят городок, у них светит солнце, и там тепло. Значит, в спальнике было тепло...

- Время час сорок пять. Через 15 минут заканчивается контрольное время, и вам нужно покинуть Северный лагерь. - раздаётся звонкий мужской голос.

Мой будильник ещё не звонил. Я ставила его на 01:50.

- Я могу остаться спать тут до утра? - спрашиваю я.

- Нет. В 2 часа мы начнём собирать лагерь. Вам нужно покинуть палатку.

- То есть сняться с дистанции и поспать я здесь не могу? - Уточняю я.

- Если вы решили сняться, вам нужно покинуть лагерь. Есть маза - вписаться в машину, которая сейчас поедет в Пятигорск. Там есть место. Стоит 4000 рублей.

- А там есть ещё сошедшие с этой дистанции?

- Нет. Только те, кто закончили дистанцию 80 км и которые не уложились в контрольное время.

"Блин, я что, одна буду таким сошедшим лузером? Да ну, блин." - начинаю я внутренний диалог с самой собой. - "Да и ехать в Пятигорск ночью, чтобы потом оттуда ехать в Баксанское ущелье? Ну очень нелогично для меня. Да и какой повод для схода? Что я спать хочу? Пешком через горы займёт столько же времени, и выйдет дешевле. Перевалю в ущелье Кыртык и спущусь в Верхний Баксан. А может, там уже и на Чаткару пойду, кто знает. Надо идти."

- Хорошо. Я собираюсь и выхожу, - сообщаю я звонкому мужчине.

- Надо идти! - командую я сама себе вполголоса и молниеносно собираю вещи. У меня как будто включили кнопку "Турбо". Всё раскиданное по палатке и в тамбуре мгновенно собрано в забросочный рюкзак, беговой рюкзак на мне, Garmin включила. Чистые сухие кроссовки зашнуровала.

Вылезать из спальника было холодно. Я почувствовала, что на улице сыро и зябко, а я успела пригреться в сухом спальном мешке. Меня трясёт по-крупному и колотит мелкая дрожь.

Выхожу из палатки, а там меня ждёт тот самый звонкоголосый мужчина.

- Будете продолжать? - Звонко спрашивает мужчина.

- Да! - Так же звонко отвечаю я.

- Верное решение! - Звонко отвечает он и сканирует чип на моём стартовом номере.

Подхожу к столу с едой и спрашиваю, куда мне идти - прошу показать направление. Я ничего здесь не ела, а это был самый изобильный пункт питания. Меня трясёт от холода и, возможно, утомления, но я бодрым шагом ухожу, потому что очень сильно хочу по-маленькому. Мой мочевой пузырь едва выдерживает.

Уйду подальше от лагеря, делаю вожделенную остановку и продолжаю путь, который теперь ведёт вверх по каменистой тропе к перевалу Северный Каракайский. Внизу движутся огоньки фонариков троих человек, а над моей головой небо усыпано звёздами.

Фото со страницы Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте, с прошлого года.
Фото со страницы Alpindustria Elbrus World Race во ВКонтакте, с прошлого года.

Начался второй день моего участия в гонке. Я на дистанции. Это приободряет. Хочется пить и есть. На пункте питания я даже чая не выпила.

Вижу ручей - набираю в нём воду, прохожу немного выше, сажусь на камень, достаю что-то из своего рюкзака. Какой-то батончик, кажется. Жую. Запиваю водой. Затем съедаю энергетический гель. Долго сидеть невозможно - камни холодные, и в целом зябко. Нужно шагать. Отдохну потом, когда выйдет солнце, принимаю решение я. Да, я иду уставшая. Сон в Северном лагере сил мне не прибавил, но голова моя ясная. Я прекрасно соображаю и ориентируюсь в пространстве. Отлично вижу разметку и понимаю, как и куда двигаюсь. "Я перевалю в Кыртык и там отдохну". С этими мыслями буду идти до самого перевала, куда поднимусь до того, как начнётся рассвет. Рассвет я увижу на спуске с перевала Северный Каракайский.

Рассвет 03.08.2024. Это фото сделала в 4:39 утра.
Рассвет 03.08.2024. Это фото сделала в 4:39 утра.

В это самое время моя подруга Надежда Уварова будет уже находиться на пункте питания "Чаткара" перед подъёмом на ту самую Чаткару. Между нами будет несколько часов.

Продолжение читайте здесь.

Промежуточный постскриптум

Описанное мною поведение может выглядеть неразумным и неоптимальным. Я описываю, как было. Это не пример того, как надо.

Для тех, кто пропустил ссылку на первую часть и хотел бы её прочитать, дублирую здесь: