Найти в Дзене
✨УльтраГузик

Замкнуть кольцо вокруг Эльбруса

Шёл 121-ый километр гонки, и у меня не получалось бежать или идти в гору - при попытке того или другого меня останавливал очередной позыв, и я пряталась за ближайший камень. Бумажные салфетки заканчивались - моя опа ела их, как лошадь сахар, а из недр моего загадочного организма продолжала извергаться "лава". Время, проведённое за каждым камушком или более-менее высокими зарослями кустарника, приближало меня к черте, за которой моя гонка закончилась бы в посёлке Эльбрус в результате выхода за рамки его контрольного времени, примерно за 17-20 км до её финиша на поляне Азау, где следовало замкнуть Кольцо, но ведь это не простое Кольцо, и замкнуть его достоин не каждый, возомнивший себя. Идти эти 17-20 километров вне зачёта, с DNF в протоколе, но с личным временем финиша по моему Garmin Forerunner? А где бы я взяла силы это сделать? Да и официально финиша не было бы. Может, уже смириться и написать в отчёте о гонке "Я получила опыт"? "Опыт" - это значило бы "я обкакалась мой вулкан изве
Оглавление

Шёл 121-ый километр гонки, и у меня не получалось бежать или идти в гору - при попытке того или другого меня останавливал очередной позыв, и я пряталась за ближайший камень. Бумажные салфетки заканчивались - моя опа ела их, как лошадь сахар, а из недр моего загадочного организма продолжала извергаться "лава". Время, проведённое за каждым камушком или более-менее высокими зарослями кустарника, приближало меня к черте, за которой моя гонка закончилась бы в посёлке Эльбрус в результате выхода за рамки его контрольного времени, примерно за 17-20 км до её финиша на поляне Азау, где следовало замкнуть Кольцо, но ведь это не простое Кольцо, и замкнуть его достоин не каждый, возомнивший себя.

Идти эти 17-20 километров вне зачёта, с DNF в протоколе, но с личным временем финиша по моему Garmin Forerunner? А где бы я взяла силы это сделать? Да и официально финиша не было бы. Может, уже смириться и написать в отчёте о гонке "Я получила опыт"?

Вид из ущелья Ирик-Чат. Фото автора.
Вид из ущелья Ирик-Чат. Фото автора.

"Опыт" - это значило бы "я обкакалась мой вулкан извергся и не позволил мне замкнуть Кольцо".

Накануне старта

- Ну как, ты настроена? - спрашивает меня Геннадий, прибывший в Приэльбрусье для восхождения на Эльбрус.

- Как понять, настроена? - спрашиваю я.

Я искреннее не понимаю этот вопрос. Как можно быть настроенной или ненастроенной на гонку продолжительностью два дня, которая предстоит впервые? Я столько никогда не бегала и не ходила. Я ещё не представляю, как там будет. Мне известен лишь участок трассы от долины Кыртык через Чаткару, Ирик-Чат, посёлок Тегенекли и по экотропе. Меньшая и финишная часть пути, длиной около 45 км.

Стартовый коридор на поляне Азау накануне гонки. Фото сделала в 18 часов 1-го августа.
Стартовый коридор на поляне Азау накануне гонки. Фото сделала в 18 часов 1-го августа.

Никогда не задавайте этот вопрос человеку, который впервые зарегистрировался на гонку такой сложности - настроен ли он. Путь в 137 километров вокруг Эльбруса, а на самом деле, не менее 140 км, который он ни разу не проходил, ему неведом. Он не знает, на что именно ему настраиваться, и не знает, что ответить на такой вопрос. Я точно не знала. Будет тяжело, понимала я. Будет борьба с немощью тела. Когда она начнётся, мне неведомо, но то, что она будет, я знаю точно, и говорить о том, что я настроена на борьбу с физическими тяготами, сложности которых я ещё не знаю и свою реакцию на которые тоже, это - как заранее сказать, что я настроена рожать ёжика.

- Вот я настроен подняться на Эльбрус. На две вершины. - Говорит оптимистично Геннадий. Я за этим сюда приехал.

- Эльбрусу по барабану, на что ты настроен, понимаешь? Ему плевать на планы тех, которые поднимаются, так же, как и на планы тех, которые бегут вокруг него. Как позволят условия, так и будет. - говорю я.

Геннадий ещё что-то говорит мне про то, что понимает, что погода может быть любая, но что он настроен, а я не имею желания продолжать эту дискуссию и объяснять ему, что горам до лампочки его и чей-либо ещё настрой. Мы для них - как блохи на собаке. Захотят, чихнут и скинут со своих плеч. Держись крепче, чтобы не слететь, но и не переусердствуй, чтобы не обдристаться извергнуть свои вулканические недра. И пошла в гостиницу ужинать и готовиться спать.

Гостиница, в которой я жила в дни гонки - кирпичный домик с красной крышей. Фото автора.
Гостиница, в которой я жила в дни гонки - кирпичный домик с красной крышей. Фото автора.

Восхождение на Эльбрус как тренировка перед гонкой

Я уже так делала в 2022-ом году - сначала ходила на Эльбрус, потом - бежала дистанцию 60 км "Чаткара" с траверсом гребня Чаткары, и ещё тогда я всем своим друзьям и знакомым честно сказала, что взойти на Эльбрус намного легче, чем пройти этот гребень в рамках гонки. Можно никогда не ходить на Эльбрус, но прекрасно преодолевать Чаткару, а можно иметь сколько угодно восхождений и на Чаткаре страдать.

Гребень Чаткара, 2-е августа 2024-го, моё фото во время гонки Elbrus World Race.
Гребень Чаткара, 2-е августа 2024-го, моё фото во время гонки Elbrus World Race.

Наивысшая точка пересечения на Чаткаре - 3850 метров над уровнем моря. Высота перевала Чаткара - 3500 метров. С него начинается наиболее напряжённая работа организма, и это напряжение тянется долго. К Чаткаре я ещё вернусь.

Расстояние Кольца вокруг Эльбруса

На сайте регистрации было написано 137 км, на месте регистрации организаторы и волонтёры говорили то 135, то 136 км. Цифра 137 уже не звучала. Кто-то говорил, что дистанцию сократили - мол, срезали Чаткару. Об этом болтуне я вспомню на самой Чаткаре. Он что ли лично там ходил сокращал? Интересно, в каком месте сократил, что насокращал 137 километров до 144? Где тот болтун? Жаль, не сфотографировала его и имени не спросила. В следующий раз каждого болтуна за воротник отлавливать, ФИО, фото, болтовню под запись - чтобы было, на кого сослаться. "Сократили Чаткару", ага. Для справки, в настройках моего Garmin Forerunner 910XT стоит максимальная точность при определении позиции и записи трека, именно поэтому мой прибор так быстро разряжается. За время гонки я подзаряжала его пять раз, а ещё полностью выключала на время переодевания и сна в Северном лагере. Но обо всём по порядку.

Мой Garmin Forerunner 910XT с результатом пройденного километража по факту финиша гонки Elbrus World Race и моя медаль финишёра. Получилось 144,5 км. Срезали они Чаткару, ага.
Мой Garmin Forerunner 910XT с результатом пройденного километража по факту финиша гонки Elbrus World Race и моя медаль финишёра. Получилось 144,5 км. Срезали они Чаткару, ага.

Утро перед стартом

Подъём в 2:00. Беговой рюкзачок упакован с вечера, одежда и стартовый номер приготовлены на стуле, на завтрак заварная (не требующая варки) рисовая каша с бананом, плавленый сыр, тёмный шоколад и чай, в 2:55 выхожу из гостиницы и иду на автобусную остановку, где должен быть трансфер в стартовый городок.

Вышла из гостиницы в 2:55 утра. Фото автора.
Вышла из гостиницы в 2:55 утра. Фото автора.

Трансферы курсировали один за другим. Я села в первый, который остановился на моей остановке. Бегунов на остановке было много. Я села вперёд, рядом с водителем.

На поляне Азау перед стартом какая-то участница спрашивает меня, где туалет. Останавливаю волонтёра и задаю вопрос про туалет ей - та сообщает, где туалет. Девушка, которая спросила про туалет, говорит мне спасибо. Знакомимся. Её зовут Светлана. У неё яркий макияж и осветлённые волосы, она из Новороссийска. Ростом - как я. Внешность запоминается. Есть ощущение, будто я встречала её на какой-то гонке, но блиц-опрос Светланы по гонкам ответа мне не дал. Короче, перед стартом я максимально собрана, голова ясная, я отлично соображаю, ориентируюсь в обстановке, спать не тянет, хотя подъём под будильник дался тяжело.

В туалет мне не хочется - всё сделала в гостинице. Я ощущаю себя так, как если бы была солдатом, и передо мной была поставлена задача. Я полностью готова к её выполнению.

Объявляют предстартовую проверку снаряжения - иду к стартовому створу. Проверку прохожу быстро, в стартовом коридоре встречаю знакомого ультра-марафонца, обмениваемся приветствиями, и теперь хочу найти подругу Надю. Нахожу быстро - мои глаза срабатывают как прицел.

Мы с Надеждой Уваровой в стартовом коридоре. Сфотографировал нас Евгений Герасимов.
Мы с Надеждой Уваровой в стартовом коридоре. Сфотографировал нас Евгений Герасимов.

Надежда - моя землячка и подруга. Оказалось, идею пробежать гонку Elbrus World Race она вынашивала уже несколько лет и очень удивилась, увидев в стартовом списке участников моё имя - потому что где Надя, и где я. Куда я замахнулась с моим отсутствием регулярных планомерных тренировок и тренера? Надя - занимается с тренером, а также посещает регулярные тренировки клуба Enjoy Sport, а я просто бессистемно гуляю и бегаю на длинные расстояния, да на Эльбрус периодически поднимаюсь. Никакого системного подхода.

Как я решила принять участие в гонке вокруг Эльбруса

Сначала я решила зарегистрироваться на двухдневную зимнюю гонку на Алтае - Winter Altai Ultra-Trail, которая проводилась в первых числах марта, затем - на гонку в Дагестане - Dagestan Wild Trail, на дистанцию 65 км. Мне просто захотелось увидеть красоты зимнего Алтая и посмотреть горы в Дагестане. Чисто туристический интерес - посмотреть новые пейзажи. Заодно я решила, что зимняя гонка на Алтае станет подготовительной к гонке в Дагестане, а обе они, как мне показалось позже, составят этапы подготовки к гонке вокруг Эльбруса. Между ними я планировала бегать, а в мае запланировала поездку в Приэльбрусье с целью тренировочного восхождения на Эльбрус, которое совершу с укороченной программой акклиматизации, испытав её "прелести" в виде сильной головной боли в один из дней на "Гарабаши".

Я на Winter Altai Ultra Trail 2024, подхожу к финишу первого дня возле Ак-Кемского озера.
Я на Winter Altai Ultra Trail 2024, подхожу к финишу первого дня возле Ак-Кемского озера.

Проверка организма под нагрузкой ночью

Ещё одной тренировкой в подготовке к Кольцу вокруг Эльбруса стал забег на 100+ км со стартом в 22:00. Важным аспектом было отсутствие сна и отдыха днём перед этим стартом.

Ночная часть забега на 100+ км 4-го июня 2024. Фото Ивана Марьина.
Ночная часть забега на 100+ км 4-го июня 2024. Фото Ивана Марьина.

Таким образом, удалось провести репетицию непрерывной активности организма в режиме "день - ночь - день", отработать питьё и питание в условиях жары и сонливости. Правда, стоит учесть, что то был формат дружеского забега и проводился в равнинной местности, без крутых подъёмов и спусков. Тем не менее, его суть полностью подходила под задачу проверить способность организма к работе в нужном режиме.

Моя тренировочная сотка со стартом в 22:00, вторая половина трассы, до финиша остаётся не более 20 км. Фото Ивана Марьина.
Моя тренировочная сотка со стартом в 22:00, вторая половина трассы, до финиша остаётся не более 20 км. Фото Ивана Марьина.

Лень и отсутствие тренировок

Гонка прошла 4-го июня. До Кольца вокруг Эльбруса оставалось два месяца, и логично было продолжать тренировки. Какие-нибудь. Но плана на июнь у меня не было. Желания бегать тоже.

Было много дней, когда я собиралась на пробежку, но не выходила. Каждый раз было лень. Я лишь сходила в пеший поход с беговыми товарищами.

Пеший поход с одной ночёвкой в середине июня 2024года. Фото Ивана Марьина.
Пеший поход с одной ночёвкой в середине июня 2024года. Фото Ивана Марьина.

Итак, июнь после сотки прошёл без бега. На этом месте можно было бы задать самой себе вопрос: как я собираюсь бежать Кольцо вокруг Эльбруса? И я его себе время от времени задавала, а моё тело отвечало мне, что ему всё равно на намерения моего сознания. Оно говорило мне, что сейчас бегать не хочет. А потом - суп с котом. И я не бегала. Я не заставляла себя.

Пеший поход в Приэльбрусье и акклиматизационное восхождение на Эльбрус

15-го июля я прибыла в Приэльбрусье с целью акклиматизации и подготовки организма к движению по горам. Программа получилась такая:

15.07. - прибытие в а/л Джантуган, где были оставлены лишние вещи, переход по ущелью Адыл-Су до "Зелёной гостиницы" и ночёвка там, высота 2600 метров.

16.07. - радиалка на пер. Койавганауш Ложный, 3650 метров. Налегке. Ночёвка там же на 2600.

17.07. Переход на перевал ВЦСПС, высота около 3700. Ночёвка там.

18.07. Непогода: дождь и облачность. Прогулка до вершины Узловая Андыртау, 3872 метра. Вторая ночёвка на перевале.

19.07. Подъём на вершину Курмычи, 4050 метров. Спуск с перевала в Баксанское ущелье и ночёвка в гостинице на поляне Чегет, 2100 метров.

20.07. С утра дождь. Отмена следующей части маршрута. Отдых и лёгкая пробежка на 8 км в сторону Азау и обратно.

21.07. Я одна иду с рюкзаком до Приюта "Бочки" по дороге через водопад "Девичьи косы", мимо обсерватории и новой строящейся канатной дороги, часть пути поднимаюсь по осыпному склону до горнолыжного склона.. Ночую в "Бочках" на 3700.

Я в бочке 21.07.2024 после перехода от поляны Чегет.
Я в бочке 21.07.2024 после перехода от поляны Чегет.

22.07. Отсыпаюсь, отдыхаю и в 12:00 иду в "Дизельный Приют 11" на 4050. Заселяюсь и в этот день больше никуда не иду.

Моё фото Дизельного Приюта 11 от 22.07.2024
Моё фото Дизельного Приюта 11 от 22.07.2024

23.07. - радиалка до брошенного ратрака на 4950 метров. Сходила с утра пораньше, при лёгком морозце и наблюдала красивый рассвет.

Рассвет 23.07.2024. Сфотографировала, когда ходила до 4950.
Рассвет 23.07.2024. Сфотографировала, когда ходила до 4950.

В этот день я ещё дважды ходила набирать воду в ручье, после чего физических нагрузок себе уже не давала.

24.07. День отдыха перед восхождением. С утра сходила за водой, а в обед - спустилась к станции канатной дороги "Гарабаши" пообедать в кафе. Взяла там порцию лагмана и стакан айрана. Хлеб прилагался. Съела сначала лагман, потом айран с хлебом. Медленно вернулась в приют, намочив ботинки в мокром снегу. Ботинки уже неновые и стали промокать, но на Эльбрус я в них поднимусь - ноги мёрзнуть не будут.

В 23:00 я вышла из приюта, надела кошки и в 23:17 выдвинулась на восхождение - так рано, потому что у меня была идея подняться на обе вершины и успеть в погодное окно. Поднялась. Успела.

25.07.2024, 6:30 утра. Я на Западной вершине Эльбруса.
25.07.2024, 6:30 утра. Я на Западной вершине Эльбруса.

Сначала поднялась на Западную вершину, затем на Восточную.

25.07.2024. 10:45 утра, я на Восточной вершине Эльбруса.
25.07.2024. 10:45 утра, я на Восточной вершине Эльбруса.

В 14:00 я была в Приюте с ощущением, что сделала нечто такое, после чего у меня уже нет надобности участвовать в гонке вокруг Эльбруса. Меня наполнило ощущение полного удовлетворения и отсутствия необходимости напрягаться дальше и больше.

Спускаться в Азау и в Чегет в этот день я не стала. Изначально у меня была идея спуститься до Приюта "Бочки" и ночевать там. Спускаться на канатке я не намеревалась, ведь я на ней не поднималась. Однако, придя в Приют, я буду уставшая и не буду видеть большого смысла в том, чтобы напрягать себя спуском до 3700. Да, ночлег там стоит на 300 рублей меньше, там комфортнее, и там могут поделиться едой коммерсы, потому что у них её с запасом, но я устала и хотела лечь спать. И легла.

В тот день я совершила подъём с общим набором 2000 метров, из которых 950 метров были набраны выше отметки в 5000 метров.

Спускалась я уже 26.07, но пешком решила дойти лишь до станции "Мир", 3450 метров, сбросив 600 метров от Приюта 11, откуда дальше вниз решила прокатиться в вагончике старой маятниковой канатной дороги.

Станция "Мир" старой маятниковой канатной дороги. Моё фото от 26.07.2024.
Станция "Мир" старой маятниковой канатной дороги. Моё фото от 26.07.2024.

Фактически здесь начался мой отдых после восхождения, если не считать, что от места высадки с канатной дороги до поляны Чегет я пошла пешком, почему-то не додумавшись воспользоваться шаттлом от поляны Азау до парковки перед Терсколом. По пути я ещё заглянула в одну гостиницу без вывески, чтобы узнать об условиях проживания, куда в последствии переселюсь из гостиницы на поляне Чегет.

Итак, 26.07. Я прогулялась пешком с рюкзаком сначала от Приюта 11 до станции "Мир", затем от Азау до поляны Чегет. Самочувствие было отличное, настроение - на высоте. А на следующий день было дождливо, и я решила дать себе полный отдых. Через день - тоже. Занималась работой, стиркой вещей, написанием статей и переездом из гостиницы на поляне Чегет в гостиницу в Терсколе.

29.07 Сходила по кольцевому маршруту на Пик Кахиани с Надеждой Уваровой и Геннадием. Отдохнувшая, полная сил и с настроением.

Я на Пике Иосифа Кахиани 29.07.2024 с видом на Эльбрус.
Я на Пике Иосифа Кахиани 29.07.2024 с видом на Эльбрус.

30.07 - прогулка по Кольцевому маршруту по ущелью Терскол - водопад Терскол - 105-ый пикет и спуском в ущелье Гарабаши, всего 17 км, с набором высоты до 1300.

Есть мнение, что в тот день стоило дать ногам отдых, и Надежда с нами не ходила.

Место подъёма из ущелья Терскол к тропе между обсерваторией на пике Терскол и 105-ым пикетом. Прогулка 30.07.2024.
Место подъёма из ущелья Терскол к тропе между обсерваторией на пике Терскол и 105-ым пикетом. Прогулка 30.07.2024.

31.07 - отдых. Сходили с Надеждой и ещё одной участницей в кафе на поляну Чегет.

01.08 - днём поработала и пошла проходить процедуру получения стартового пакета и сдачи заброски в Северный лагерь. Конечно, было бы гораздо удобнее, если бы это можно было сделать 31.07, чтобы в день перед гонкой полноценно отдыхать, без суеты и суматохи, но что было, то было.

На старт, внимание, марш

2-го августа в 4:00 утра, вне зависимости от настроя каждого отдельно взятого участника, был дан старт гонке вокруг Эльбруса.

Фото Евгения Герасимова. 02.08.2024 в 4:00 утра.
Фото Евгения Герасимова. 02.08.2024 в 4:00 утра.

Идём на Эльбрус

Сразу со старта подъём по южному склону Эльбруса по горнолыжному склону, мимо станции канатной дороги "Кругозор", и поворачиваем на ледник Большой Азау.

Старт EWR 2024. Фото Евгения Герасимова. 02.08.2024.
Старт EWR 2024. Фото Евгения Герасимова. 02.08.2024.

Момент рассвета произойдёт до того, как как я выйду на ледник - решила его запечатлеть. Рассвет в горах - одна из фишек этой дистанции.

Вид на Баксанское ущелье на рассвете 02.08.2024. Фото автора.
Вид на Баксанское ущелье на рассвете 02.08.2024. Фото автора.

Тут стоит отметить, что стартовала я вместе с Надеждой Уваровой. Думала, что по трассе гонки буду держаться с ней, но очень скоро я почувствую учащённое сердцебиение и сбавлю темп. Может быть, мне следовало съесть энергетический гель или что-то другое просто сладкое, чтобы держать темп, но я этого не сделала. Я просто сбавила темп. Было это ошибкой или верным решением, не знаю. Первый гель я съем чуть позже, когда с горнолыжного склона мы двигались к леднику мимо озера "Эльбрусское", где-то здесь:

Моё фото Эльбруса западнее южного склона. EWR 2024 .
Моё фото Эльбруса западнее южного склона. EWR 2024 .

Эльбрус с Запада

Впервые я увижу, как Эльбрус выглядит с Запада, на трассе этой гонки. Эта часть вообще станет для меня самой интересной и захватывающей. Я по натуре турист и созерцатель, и мой турист с удовольствием будет впитывать новые виды Эльбруса и его склонов.

Бежим вдоль Эльбрусского озера на фоне западного склона Эльбруса. В синей куртке и с красным рюкзачком - Дима Светлов, мой беговой друг из Питера.
Бежим вдоль Эльбрусского озера на фоне западного склона Эльбруса. В синей куртке и с красным рюкзачком - Дима Светлов, мой беговой друг из Питера.

Дима и его друг обгонят меня, не помню точно, в каком месте. По леднику я точно буду двигаться уже одна.

Ледник Большой Азау на гонке EWR 2024г.
Ледник Большой Азау на гонке EWR 2024г.

Пробежать по леднику было моей маленькой мечтой

В предыдущие годы я видела фотографии участников дистанции EWR, бегущих по леднику. Они мне очень понравились, и мне хотелось такие же. Мне очень захотелось пробежать по леднику. Сама, без организации гонки, бежать по леднику я не решилась бы. Я бы, во-первых, не знала, куда лучше бежать, а во-вторых, я бы не решилась выходить на ледник в кроссовках для бега. А тут есть разметка, и все бегут.

Ледник Большой Азау и вид на Эльбрус с Запада. EWR 2024г. 02.08.2024.
Ледник Большой Азау и вид на Эльбрус с Запада. EWR 2024г. 02.08.2024.

Эта - одна из моих самых любимых фотографий с Elbrus World Race 2024 - на леднике Большой Азау на фоне Эльбруса с запада. Мечта, а не фото!

Лайфхак: чтобы получить такое фото, не обязательно бежать полное кольцо вокруг Эльбруса - можно бежать дистанцию West Elbrus Race 80 км. Это часть Кольца от Азау до Северного лагеря. Она намного проще полного кольца. На ней участники проходят всего только два горных перевала - Хотютау, 3546 метров, и Балк-Баши, 3700 метров.

Ледник Большой Азау

Бежать по нему в рамках гонки хорошо, ещё и потому что в это время суток он весь замёрзший. Никаких ручейков и лужиц воды в жидком агрегатном состоянии. Лёд ребристый - подошва кроссовок прекрасно за него цепляется и не скользит.

Ледник Большой Азау. EWR 2024.
Ледник Большой Азау. EWR 2024.

Когда выглянет солнце, я начну фотографировать и ледник, и Эльбрус.

Эльбрус 03.08.2024. Фото автора, ещё до выхода на ледник Большой Азау.
Эльбрус 03.08.2024. Фото автора, ещё до выхода на ледник Большой Азау.

Ледник будет выглядеть захватывающе:

Ледник Большой Азау 02.08.2024. Фото автора.
Ледник Большой Азау 02.08.2024. Фото автора.

На фоне вы можете видеть вершины Накры, Большого и Малого Когутая, а также Ушбы. У меня есть даже фото меня, бегущей на фоне этих вершин:

Я на фоне вершин Большого и Малого Когутая и Ушбы, бегу по леднику Большой Азау. EWR 2024 года.
Я на фоне вершин Большого и Малого Когутая и Ушбы, бегу по леднику Большой Азау. EWR 2024 года.

Буду там бежать и думать о том, что это только начало такой сверхдлинной дистанции, а я уже не хочу дальше - мне бы хватило, если бы маршрут от ледника как-нибудь возвращался к точке старта. Уж больной тут красиво - вряд ли дальше может быть что-то интереснее и более захватывающее дух.

Ледник Большой Азау 02.08.2024. Фото автора.
Ледник Большой Азау 02.08.2024. Фото автора.

Только сейчас, когда пересматриваю эти снимки, я вижу момент, когда Дима Светлов и его друг обогнали меня и ушли на перевал. Этот момент запечатлён на снимке выше. А я буду много раз останавливаться на леднике и фотографировать:

На этом снимке видны два участника гонки. Моё фото началы трассы EWR, участка по леднику Большой Азау.
На этом снимке видны два участника гонки. Моё фото началы трассы EWR, участка по леднику Большой Азау.

Не только ледник в масштаб, но и его текстуру вблизи:

Ледник Большой Азау 02.08.2024. Фото автора.
Ледник Большой Азау 02.08.2024. Фото автора.

На леднике были обнаружены три воронки. Или это, может быть, вулканические кратеры:

Воронки или кратеры на леднике Большой Азау 02.08.2024. Фото моё.
Воронки или кратеры на леднике Большой Азау 02.08.2024. Фото моё.

В первую воронку я и вовсе упёрлась, двигаясь по леднику и глядя перед собой, вместо того, чтобы следить за разметкой:

Воронка или кратер на леднике Большой Азау. Фото автора.
Воронка или кратер на леднике Большой Азау. Фото автора.

Двигаться следовало справа от этой воронки. А между мной и вороной была трещина, глубокая и довольно широкая. Она была и правее воронки, вот, показываю:

Ледник Большой Азау. Трещина. Фото автора. 02.08.2024.
Ледник Большой Азау. Трещина. Фото автора. 02.08.2024.

Наслаждение красотами отвлекало от мысли, что я нахожусь на гонке и на какой-то сложной дистанции. Мой мозг ликовал от того, что я видела вокруг. Он наслаждался новизной пейзажей и сияющей на солнце красотой ледника.

Три воронки на леднике Большой Азау. 02.08.2024. Фото автора.
Три воронки на леднике Большой Азау. 02.08.2024. Фото автора.

Перевал Хотютау, 3456 м

Далее, выше ледника, маркированная тропа уводила на перевал Хотютау, 3546 метров над уровнем моря. Перевал с видом на ледник Азау. Фотографировалась на нём:

Я на перевале Хотютау, 3546 м. EWR 2024.
Я на перевале Хотютау, 3546 м. EWR 2024.

С перевала хорошо видны те три воронки на леднике.

Вид на Эльбрус с перевала Хотютау. Фото автора от 03.08.2024.
Вид на Эльбрус с перевала Хотютау. Фото автора от 03.08.2024.

Долина реки Кубань и село Хурзук

Дальше с перевала маршрут ведёт вниз вдоль реки Уллу-Кам, впадающей в реку Кубань. Спуск с перевала небезопасный с точки зрения наличия большого количества подвижных камней среднего и крупного размера, которые участники по неосторожности могут спускать друг на друга. Странно, что в список обязательного снаряжения не включили каску, ведь она здесь жизненно необходима. Долина реки Кубань зелёная и уже не отличается будоражащими воображение пейзажами. Зато тропа беговая.

Спуск в долину реки Кубань. Фото автора.
Спуск в долину реки Кубань. Фото автора.

Промежуточные контрольные точки

Помимо финишного контрольного времени, на дистанции были контрольные пункты, проходить которые требовалось до установленного времени. Первым таким контрольным пунктом был пункт питания "Хурзук", куда я приду и откуда уйду с запасом от контрольного времени в два часа. До Хурзука будет беговая дорога, правда, нудная, а ещё на ней будет жарко.

Дорога в Хурзук. EWR 2024.
Дорога в Хурзук. EWR 2024.

После пункта питания разметка поведёт вверх по склону через колючие заросли, и я буду радоваться, что иду в штанах и гетрах, полностью закрывающих ноги, иначе исцарапала бы их. А ещё я радовалась, что надела старую, уже изодранную в дырочки беговую кофточку с длинным рукавом - рукава её тоже цеплялись за шипы кустарника. Не жалко было драть уже потрёпанную вещь, в общем. Имейте в виду, если соберётесь участвовать в Кольце или на дистанции West Elbrus Race.

Вид на Хурзук со склона с колючими и шипастыми растениями. 02.08.2024. Фото автора.
Вид на Хурзук со склона с колючими и шипастыми растениями. 02.08.2024. Фото автора.

Видя на схеме трассы контрольное время на ПП "Хурзук", я изначально решила, что там будет возможность присесть или даже прилечь и отдохнуть, но ни стульчиков, ни ковриков я там не заметила и продолжила путь, решив, что присяду отдохнуть позже, где-нибудь в тени. Жара набирала обороты, а на склоне среди колючих зарослей тени не было, хотя там в одном месте и присели отдохнуть двое участников гонки. Отдыхать на солнцепёке - так себе отдых, решила я.

Узкая тропинка, петляющая между зарослями колючих и шипастых растений, вскоре выведет на широкую каменистую дорогу вдоль реки Уллу-Хурзук, которая в районе посёлка Хурзук впадает в Кубань. Она будет плавно забирать наверх, продолжаясь до пункта питания "МЧС", где когда-то раньше была база МЧС. На этой дороге меня одолеет жара, и я впервые присяду - возле первого ручья, в котором наберу воды. Долго там не просижу, потому что тени там не было. Умылась, намочила бейсболку и пошла дальше. Найду впереди сход с этой дороги, вернее, соединяющуюся с ней другую дорогу, идущую откуда-то сверху, отойду на неё - там будет валяться кусок спиленного бревна в тени. Присяду отдохнуть, что-то поем из личных запасов: сушёную курицу, печенье и фруктовое пюре - всё казалось таким вкусным, но организм хотел не только еды, он был не против там прилечь - просто не было удобного для этого места. Бревно было не такое длинное, чтобы на нём лечь. Поэтому я там сидела, поставив ноги на какой-то камень, чтобы они были чуть выше и разгрузились. Я решила отдыхать до окончания контрольного времени на ПП "Хурзук", которое там было 13:30. От ПП "Хурзук" я в том месте была на удалении 6 км. Это более часа движения. То есть запас времени у меня был. Отдохнула я строго по часам и когда встала, почувствовала, что в целом стало легче.

Река Уллу-Хурзук на гонке EWR 2024. Фото автора. 02.08.2024.
Река Уллу-Хурзук на гонке EWR 2024. Фото автора. 02.08.2024.

Реку много раз пересекали многочисленные мостики - дорога шла то справа, то слева от реки, и вот, наконец, дорога выныривает из леса на открытый всем ветрам и солнцам склон, а реку пересекает последний мостик.

Вид на мостик через реку Уллу-Хурзук с той части дороги, что пролегает выше. Фото автора.
Вид на мостик через реку Уллу-Хурзук с той части дороги, что пролегает выше. Фото автора.

Смена ландшафта оказывает на меня приободряющий эффект. Наконец-то картинка меняется! Теперь уклон становится круче - дорога становится серпантином.

Вид сверху на реку Уллу-Хурзук и на участок дороги, уходящий вперёд выше реки. Фото автора.
Вид сверху на реку Уллу-Хурзук и на участок дороги, уходящий вперёд выше реки. Фото автора.

В общем и целом, сосны - это, конечно, приятно. Они и тень дают. Просто почему-то эта дорога сама по себе меня утомила своим однообразием. Хотя, казалось бы, дорога и дорога - лучше, чем отсутствие дороги.

Ещё один вид на тот мостик сверху. Взгляд назад. Фото автора.
Ещё один вид на тот мостик сверху. Взгляд назад. Фото автора.

На открытых участках дороги было жарко. Шла я тут небыстро, но и не как умирающий лебедь. В целом , вся эта дорога была пригодна для бега, и участники посильнее по ней бежали. Я же шла по ней шагом, подбегивая лишь изредка на уклонах вниз и на самых пологих участках.

Дорога от Хурзука к ПП "МЧС". Фото автора.
Дорога от Хурзука к ПП "МЧС". Фото автора.

Подзарядка Garmin Forerunner и потеря времени

На этом месте мой Garmin Forerunner покажет низкий заряд батареи. Это значит, что до полного разряда остаётся 10%. Впереди будет участок с соснами, похожими на те, что на фото, но с другими, где я присяду на камень, чтобы вытащить из рюкзака банку силы и провод, которые, вместе с Garmin, помещу в поясную сумочку. Я хотела полностью записать трек.

Тот, кому важен результат, не стал бы затрачивать на это время. Garmin я использовала не для навигации, а сугубо для записи трека - для фиксации исторического события, так сказать. Трек у меня был в смартфоне, наложен на карты Organic maps и maps.me. Смартфон подзарядки ни разу не потребовал, потому что включила авиарежим, в котором он может работать несколько дней подряд, даже если время от времени пользоваться GPS-картами.

Ещё один вид с дороги к ПП "МЧС". Фото автора.
Ещё один вид с дороги к ПП "МЧС". Фото автора.

ПП "МЧС" и перевал Балк-Баши

Пункт питания "МЧС" будет перед началом подъёма на перевал Балк-Баши, за которым начинается Северный склон Эльбруса. Если бы я в полной мере это осознавала, понимание этого могло простимулировать меня двигаться по скучной и нудной дороге быстрее - чтобы быстрее подняться на перевал и увидеть с него новые для меня виды. Но я потеряла на дороге много времени, включая время на отдых. Я медленно по ней двигалась и я возилась с подзарядкой моего Garmin. А ещё один из участников нагнал меня за этим занятием и попросил вытащить из его рюкзака большую мягкую литровую флягу. Он собирался разлить воду из неё по маленьким бутылочкам и хотел, чтобы я ждала, пока он это сделает, и убрала её обратно ему в рюкзак. Но для меня это было уже слишком. Тот участник не собирался в Северный лагерь раньше двух часов ночи - он был намерен там сойти. Я же о сходе ещё не помышляла и обслуживать какого-то постороннего дядьку в мои интересы не входило. Ушла я, короче, и встретимся мы с ним уже на ПП "МЧС", где ещё двое мужиков его возраста будут рассуждать о сходе - сойти там или дойти до Северного лагеря.

О сходах до Северного лагеря

Они там неудобны с точки зрения логистики. Чтобы попасть в Баксанское ущелье, нужно проехать 370 км. На ПП "МЧС" местные люди предлагали отвезти уставших стариков в Карачаевск. Дальше участникам пришлось бы ехать в Баксанское ущелье по дороге в объезд гор. Общее расстояние по автомобильным дорогам от ПП "МЧС" до поляны Азау, где старт и финиш гонки, составляет 370 километров. Для наглядности прикрепляю скриншот карты:

Фиолетовым цветом показан трек гонки Elbrus World Race, голубым цветом - автомобильный маршрут от ПП "МЧС" до поляны Азау в Баксанском ущелье. Скриншот из Organic maps.
Фиолетовым цветом показан трек гонки Elbrus World Race, голубым цветом - автомобильный маршрут от ПП "МЧС" до поляны Азау в Баксанском ущелье. Скриншот из Organic maps.

Сход с дистанции гонки на ПП "МЧС" будет стоить дорого. Отмечу, что мужчины, которые хотели там сойти, пришли на этот пункт намного раньше меня. Возможно, по дороге они резво бежали. Возможно, от этого бега у них забились мышцы ног. Возможно, перегрелись, и их догнал тепловой удар. Так или иначе, посовещавшись, те участники решили перевалить Балк-Баши и добраться до Северного лагеря.

Начало подъёма на перевал Балк-Баши. Фото автора. EWR 2024.
Начало подъёма на перевал Балк-Баши. Фото автора. EWR 2024.

К этому времени пришли облака и задул ветер. Старые больные мужики, которые помышляли о сходе, решили утеплиться. Глядя на них, это решила сделать и я, о чём очень скоро пожалею. Я надела не только куртку, но и влагонепроницаемые штаны с проклеенными швами. Было очевидно, что идти в подъём в них станет невыносимо жарко, но те старики убедили меня, что на склоне лютый холодный ветер. Короче, очень скоро я остановлюсь, чтобы те штаны снять, а это ещё плюс к потере времени - надеть и снять штаны, для чего два раза расшнуровать кроссовки, снять их, надеть и заново зашнуровать. Бестолковая трата времени.

Перевал Балк-Баши, 3700 м

К сожалению, подъём на перевал и сам перевал окажется в облаках, а этот перевал - один из тех, на которых я прежде не бывала и виды с которых ещё не видела.

Тропа на перевал Балк-Баши, 02.08.2024. Фото автора.
Тропа на перевал Балк-Баши, 02.08.2024. Фото автора.

На этой тропе меня нагонит молодой участник дистанции West Elbrus Race, который на удивление до этого шёл где-то позади. Он будет бодр и весел. На перевале угостит меня суджуком, чтобы отметить подъём на перевал. У него это будет последний перевал, а у меня - второй из пяти...

Продолжение читайте здесь 👇

О моём восхождении на две вершины Эльбруса можете прочитать здесь 👇

О моей ночной тренировочной сотке можете прочитать здесь 👇