Найти в Дзене
Гуманитарщина

Милетская школа

Философия начинается с Милетской школы, а ещё точнее — с Фалеса. Это 6 в. до н.э. Милет — это древнегреческий город, — отсюда и название «Милетская школа». Сегодня это территория Турция. Вопрос о том, почему философия возникает именно в этом регионе и именно в это время, мы опускаем. Вслед за многими поколениями мы этому удивляемся, этим восхищаемся, но спекулировать о причинах не будет. Первые философы рассуждают о природе. Сегодня мы бы сказали, что они были очень наивными, но всё же физиками, астрономами, биологами и географами. Они ставят два больших вопроса. Первый это — архэ или первоначало. Из чего состоят все вещи? Есть ли некий первоэлемент, который лежит в основе всего? Если да, то что это? Второй вопрос — это движение. Очевидно, что всё движется, но почему? Какие силы приводят всё в движение? Или, возможно, движение — это большой обман, и на самом деле нам только кажется, что оно существует? Фалес, основатель Милетской школы, утверждает, что первоначалом является вода или н

Философия начинается с Милетской школы, а ещё точнее — с Фалеса. Это 6 в. до н.э. Милет — это древнегреческий город, — отсюда и название «Милетская школа». Сегодня это территория Турция.

Вопрос о том, почему философия возникает именно в этом регионе и именно в это время, мы опускаем. Вслед за многими поколениями мы этому удивляемся, этим восхищаемся, но спекулировать о причинах не будет.

Первые философы рассуждают о природе. Сегодня мы бы сказали, что они были очень наивными, но всё же физиками, астрономами, биологами и географами. Они ставят два больших вопроса. Первый это — архэ или первоначало. Из чего состоят все вещи? Есть ли некий первоэлемент, который лежит в основе всего? Если да, то что это? Второй вопрос — это движение. Очевидно, что всё движется, но почему? Какие силы приводят всё в движение? Или, возможно, движение — это большой обман, и на самом деле нам только кажется, что оно существует?

Фалес, основатель Милетской школы, утверждает, что первоначалом является вода или некое влажное начало. Всё рождается из воды, всё в неё возвращается. Здесь можно спросить: "Неужели этого достаточно, чтобы стать первым философом и попасть во все учебники?". Да, вполне.

С учением Фалес в человеческой мысли происходит революция. До этого люди просто повторяли, что мир создан богами, или же он существовал всегда, или что-нибудь в этом роде. А тут появляется человек, который идёт дальше. Он задаёт вопрос: «Что лежит в основе всех вещей?». Для этого нужен более высокий уровень рефлексии и, конечно, скепсис относительно того, что всем кажется очевидным и потому незаслуживающим внимания.

Дальше Фалес предлагает свой ответ, исходя из того, что он видит непосредственно, и что хоть до какой-то степени можно проверить. Действительно, вода окружает нас повсюду и играет огромную роль в нашей жизни. Люди, растения и животные не могу существовать без воды. Почему бы не предположить, что из неё всё в конце концов и состоит. К тому же как только сделано подобное утверждение, сразу найдутся те, кто посчитает, что вы неправы, или правы, но не совсем. Таким образом движение человеческой мысли переходит в научное русло.

Первым человеком, который решил, что Фалес прав, но не совсем, был Анаксимандр. Он учил, что источником всех вещей является не вода и, что очень важно, не какой-то отдельные элемент, а некое первовещество. Оно несводимо к отдельным вещам, полностью отлично от них и не имеет границ, а значит является беспредельным. Называется это апейрон. Из этой бескачественной материи выделяются первые противоположности — холодное и горячее, а потом уже всё остальное.

Если вы всё ещё не вполне понимаете, что такое апейрон, то не пугайтесь: сам Анаксимандр этого тоже не вполне понимал. Как и в случае с Фалесом, главное — это логика рассуждения. Анаксимандр говорит, что никакой отдельный элемент не может быть первоначалом, потому что, если бы один элемент был главным, он бы всё поглотил и, таком образом, остался бы только он. Но мир вокруг нас состоит из разных элементов и, кажется, что во всём есть некоторая пропорция. Если один элемент не может быть главным, то что тогда лежит в основе всех вещей? Некая бескачественная материя, которая в силу своей неопределённости и бесконечности может превратиться во что угодно. Согласитесь, в этом кое-что есть.

Третий представитель Милетской школы — это Анаксимен. Он говорит, что главной субстанцией является воздух. Но воздух необычный. Анаксимен, скорее, говорит, о некоем дыхании, которое присутствует всегда, везде и во всём. Опять же, если это озадачивает, то помните, что люди сами не вполне понимали, о чём они говорят.

Анаксимен вводит идею о разряжении и сгущении. Огонь — это разряженный воздух, а если воздух сгущается, то он становится более плотными телами — водой или, например, камнем. Рассел и другие известные авторы учебников отмечают, что это важная идея, потому что теперь мы может говорить о количественной разнице между субстанциями т.е. увеличиваем количество чего-то — получается одна вещь, уменьшаем — получается другая. Да, наверное, это неплохо, но Анаксимен, по сравнению с Анаксимандром, всё равно выглядит шагом назад, потому что от беспредельного и бескачесвтенного мы возвращаемся к традиционным огню, воздуху, земле и воде. Увы.

Главное, что нужно запомнить по Милетской школе — это революция в человеческом мышление, а также проблема первоначала и варианты её решения: вода, апейрон и воздух.

Канал в тг