… – то хакеры нагрянут, то работников увольнять приходится. А ещё рынки рушатся, пираты лютуют, сценаристы и актёры денег требуют – не жизнь, а сплошные баррикады. И как выживать в таком безумном, безумном, безумном мире? Охотников за привидениями разве что вызвать…
Тут от корпорации Disney неожиданно пришёл бравый отчёт о первом за долгие годы прибыльном квартале своего интернет сегмента. Ну как прибыльном – едва над расходами голову подняли. Вроде как франшиза «Головоломка» вытянула он-лайн кинотеатр в плюс. До этого, что кинотеатральный, что сетевой бизнес корпорации катились к основанию финансовой пирамиды как та белка из «Ледникового периода» с древне-грецким орехом в обнимку– кубарем, без намёка зацепиться за что-то живое.
Но этот отчёт выглядит не таким уж и безоблачным. Хоть прибыль в моменте действительно увеличилась, общая картина с подписчиками разочаровывает. Если в США и Канаде на сетевой сервис Disney+ количество подписчиков подросло, то по всему миру отписки имеют массовый и систематический характер не первый год. Другими словами Disney продолжает терять международную аудиторию. Доигрались с красками на теле Белоснежки, одним словом.
Случай с тем, что у Disney что-то за квартал выросло – не показатель общей ситуации на американском кинорынке. Там на самом деле кризис в полном разгаре. Если сопоставить события внутри американского общества, то сразу будет понятно, откуда у кинокризиса конечности отросли. Из-за безудержного падения уровня жизни, деиндустриализации, внутриполитических разборок народ в общей массе стал больше экономить. Развлечения – первое от чего отказываются разумные домохозяйства. Вот рынок кино и проседает из года в год со стабильностью восходов и закатов солнца.
Нет такого продюсера в США, который бы не пускал горькие слёзы ностальгии о годах расцвета кинематографа. Ведь на заре зарождения этого важнейшего из искусств у студий были свои кинотеатры. Прибыль не только с проката, но и с продажи попкорна и перепродажи лимонада шла в одну кассу. А потом вмешалось антимонопольное законодательство и пришлось делиться с прокатчиками, конкурировать на одной простыне с соседями по голливудскому холму. Времена, когда попкорн выравнивал кассовые провалы премьер (чем хуже фильм, тем больше съедали кукурузы), прошли. Казалось, что безвозвратно. Но технологии, неожиданно, дали шанс развернуть машину времени вспять.
Сейчас у каждой голливудской студии есть свой он-лайн кинотеатр. Правда, попкорн там не продают и колу в три дорога не наливают. Такой половинчатый возврат к истокам случился. Вот конкуренция и попёрла со всех щелей. Проблема лишь в том, что в 1940-х бизнес имел хоть какой-то намёк на человеческие черты на своей морде. Сегодня же весь бизнес состоит из подножек и обманов. Здоровье покинуло тело конкуренции, оставив его в виде висящего в воздухе привидения – вроде очертания видно, а потрогать не получается. И на фоне такого диагноза пациент всё больше погружается в кому. В первую очередь финансовую.
Если в Америке что-то с одержимостью маньяка отстаивают и защищают, значит, эта штуковина приносит большие и стабильные деньги. Авторское право по случаю явилось объектом защиты юристов всех мастей и цветов кожи. Мощная штуковина с юридической точки зрения. Для примера – Карен Георгиевич Шахназаров, когда занял кресло директора киноконцерна «Мосфильм» воспользовался этим правом, чтобы сначала удержать самую большую в Европе кинофабрику от разрухи, а потом уже и развивать символ российского кино в новую главную студию страны. Только у авторского права (по-американски copyright) есть один существенный недостаток – его не заложишь в банк.
Нематериальные активы не воспринимаются денежными магнатами как что-то стоящее. Вот обещания на рынке труда, прогнозы роста выпуска продукции им понятны, а авторское право не укладывается штабелями в подсознании и в цифры доходности не трансформируется. Даже в прогнозах, даже в обещаниях. Странная картина вообще-то – в то, что ИИ будет петь, плясать и сказки на ночь рассказывать верят, а в авторское право отказываются. Поэтому мода на IPO (выпуск акций) голливудским студиям позволила оперировать лишь зрителями в виде цифровой отчётности. Вся биржевая стоимость голливудских студий это именно зрители и их готовность нести деньги в кассу или включать подписку на домашних кинотеатрах.
Вот я и описал общую картину причин убыточности американского кино с точки зрения финансистов. У кризиса есть ещё и другие, не менее существенные причины возникновения – избыточная толерантность, гендерная терпимость или нетерпимость – голову сломишь, отказ от традиционных ценностей, отсутствие свежих идей, доминирование технологий над содержанием, etc… Но главное – зритель. А он уже который год экономит и останавливаться не собирается. Плюс инфляция, обвал рынков, неясность на политической сцене. А если в одной сфере случается хаос, то он непременно перекидывается на соседние отрасли.
Вчера компания Netflix заявила, что стала жертвой хакеров – в сеть утекли сразу несколько ещё невыпущенных игровых и анимационных проектов платформы. Причём в открытый доступ сразу же утекли третий сезон «Трепета сердца», пять серий второго сезона «Аркейна», аниме «Терминатор Зеро», анимационный хоррор «Мононокэ: Зонтик» и ещё с десяток наименований. Хакеры взломали сервера одного из партнеров Netflix.
Получается, что пираты активизировались в погоне за «справедливостью». Сетевые Робин Гуды решили, что если беднеющие американцы не могут себе позволить подписаться на он-лайн кинотеатр, то им надо предоставить такую возможность бесплатно. И подобных атак на стриминговые площадки будет ещё больше. Как видим, идеи капитализма могут работать не только на держателей акций, но и на обездоленных. А когда желудку делать нечего, он в мозг посылает странные, но однозначные запросы. А не занятых перевариванием пищи желудков скоро станет критически много.
Компания Paramount Global начинает масштабные сокращения в связи с убытками – две тысячи работников маркетинга и связей с общественностью сложат выходные дыроколы в картонные коробочки и покинут кабинеты до конца года. Финансовый отчет за второй квартал 2024 заставил списать без малого шесть миллиардов долларов убытков кабельного телевидения. Директор Paramount Навина Чопры, оправдывается общим спадом в телевизионном сегменте и с необходимостью переоценки активов в связи с недавней сделкой со Skydance. Но инвесторам от таких оправданий не легче. На фоне всё увеличивающегося бардака на фондовых рынках Paramount Global вряд ли может рассчитывать на инъекцию стабильности. И новости от Disney, Netflix и Paramount – лишь малая толика того, что рушится с пылью и грохотом.
А что же на этом фоне происходит в России? А у нас вопреки всем научно обоснованным прогнозам господ капиталистов кино только набирает обороты. По данным на первую половину этого года на он-лайн кинотеатры оформили подписку ровно половина россиян. Доходы стриминговых платформ снова подросли. Оборот индустрии зафиксирован на историческом максимуме. И если на ТВ дела как у той Белки в начале статьи, то общая картина показывает переток аудитории с эфирного смотрения в сетевое. То есть потери зрителя нет, а есть объективный рост.
Кинотеатральный показ тоже подрос как и прибыльность отечественных полнометражных фильмов. Растут бюджеты у новинок, всё больше проектов заходят в съёмки. Растёт качество и требовательность зрителя. И это всё без акций, прогнозов, обещаний. Никаких фондовых игрищ, никаких банкиров за плечами, только поддержка государства и собственные силы. Зато российское кино после периода подражания Западу вернулось к своим истокам, к понятным ценностям, традиционным отношениям. Как оказалось, это важнее обещаний привлечь зрителя. Наш зритель-то не какой-нибудь американец, верящий в сказки о бездетной радуге. У нас под разноцветной дугой принято желания загадывать, исключительно после дождя.
А после дождя ещё и грибы принято собирать. И если урожай хорош, ситуация в стране стабильна, работы хватает, то чего бы не заплатить за доставку кино на экран домашнего кинотеатра? Вот вам ещё одно доказательство, что в России жизнь бьёт ключом с живой водой, а не фондовой кувалдой. Какое счастье, что мы не доросли до этого финансового маразма, где все видят этот пузырь в форме пирамиды, но тешат себя мечтами о всемогущем Джинне и трёх желаниях. Мы же в реальном мире задержались, чем и спасаемся.
Об исторической справедливости: