Мой сын закончил 1-й класс и пойдет во второй. Учебный год приближается. И я не понаслышке знаю, как сейчас обстоит ситуация с обучением.
Сразу небольшая ремарка: мы живем в Московской области и здесь дефицит всего: врачей, поликлиник, больниц, детских садов, воспитателей, школ и учителей.
И не потому, что регион «слабый». Застройка местности идет галопирующими темпами.
22-26 этажные дома компактно ставят на ограниченной территории. И все эти квартиры заселяются.
Не знаю, правда, кем они заселяются, учитывая сегодняшние цены на квартиры, и дороговизну ипотеки. Но стройки растут, значит, спрос есть.
Инфраструктуру тоже строят, но ее не хватает. А еще больше не хватает специалистов: врачей, учителей, воспитателей.
Ситуция в детских садиках
Например, в детском садике, куда ходит дочь, в группе 38 детей по списку. Гардеробные ящички стоят в два ряда – нижний ярус и верхний. Иначе они в небольшой прихожей не помещаются.
Работать с таким количеством детей тяжело. А рядом есть Москва, где за такую же работу платят больше.
Например, в наш садик уже год пытаются найти младшего воспитателя на зарплату 20 тыс. рублей в месяц. График работы: ежедневно с 8 до 17 часов.
И, внимание (!): этот воспитатель требуется в ясельную группу, где дети от 1,5 до 3 лет. Половина из них не разговаривает, самостоятельно не ест, ходит в памперсах. Почти все не умеют самостоятельно одеваться.
И в ясельной группе малышей тоже человек 25. Кто пойдет на такую тяжелую и ответственную работу за 20 тыс рублей?
Что в школах?
В школах ситуация не легче. У сына в 1 классе 31 человек. Недавно я писала статью «Как проверить, готов ли ребенок к первому классу». Речь шла про мальчика, не умеющего читать – он столкнулся в школе с большими проблемами.
Но он вообще не был готов к 1 классу, и маму об этом предупреждали в детском саду – ребенка лучше в школу пока не отдавать. Но она настояла на своем.
На эту статью пришли комментарии, что я придумываю. Почему это детей не учат читать в 1 классе?
Давайте разберемся.
Чему сейчас детей учат в 1-м классе
Мой сын первый класс только что закончил, ситуацию я знаю. В первую очередь детей учат писать: буквы, цифры. В сентябре в прописях они рисуют овалы и хвостики. А в конце октября уже будут писать предложения. Вот такой прогресс.
Другой момент: официально задавать домашнее задание в первых классах запрещено. Первоклашки – это мягкий переход от садика к школе. Оценки детям тоже не ставят.
Но по факту ситуация другая. Домашнее задание задают с первого дня, иначе ребенок ничему не научится. Урок длится 40 минут. За это время учительница только показала и рассказала, что делать. Как оформлять работу в тетради, на что обращать внимание.
А вот закреплять и тренироваться дети должны дома. Поэтому домашка «неофициально» идет постоянно. Исключение – на выходные домашнюю работу не задают.
Да, учительница сразу предупредила – это домашка «неофициальная», вы можете ее не делать. Оценок нет. Но если ребенок не будет под вашим присмотром дома заниматься и отрабатывать все то, что прошли в классе, чему научится? Поэтому домашнюю работу делаем по всем предметам:
- Русский язык (Письмо)
- Математика
- Чтение
- Музыка
- Окружающий мир.
И в первом классе ребенка нужно контролировать. Смотреть, что и как он делает.
Я сама тут допустила ошибку. Думала, что если сын научился писать правильно буквы раздельно, то и в словах он эти буквы напишет правильно. Но не тут то было…
Буквы он знает и пишет правильно, а вот соединяет их между собой неверно. Например, «Л» у него превращается в «И» или «М».
В итоге в конце года меня вызвали в школу и обрисовали проблему. Хотя я и сама ее уже обнаружила. И все лето сын тренируется писать правильно в специальных тетрадках-тренажерах. Потому что во 2 класса за ошибки уже пойдут официальные оценки.
А к сложному русскому прибавится еще иностранный язык. Это отдельная песня.
Что с чтением
Чтению по программе 1 класса тоже обучают: «Соединяем две буквы и получаем слог. Соединяем пару слогов, получаем слово».
Но если вы сами когда-нибудь учили ребенка читать, то знаете, на такое обучение может уйти несколько месяцев, а то и год-два. Зависит от ребенка и от его готовности В школе же на это потратят месяц.
Никто конкретного ребенка учить читать не будет. И как вы это представляете? В классе 31 человек, урок чтения длится 40 минут. Учительница озвучила, как соединять буквы. Показала примеры. Все остальное нужно отрабатывать дома с родителями, бабушками, нянями.
Контрольное чтение будет у детей в марте-апреле. На условную пятерку нужно уметь читать со скоростью 70-90 слов в минуту. Но у сына в классе есть несколько человек, которые почти не читают.
С трудом соединяют слоги, а дальше в слова дело не движется. Дома с ними не занимаются. Хотя домашка по чтению идет каждый день: какой текст нужно прочитать.
Поэтому, какой обучение чтению в школе? О чем вы говорите? Сейчас обучение построено так, что в школе ребенку лишь ПОКАЗЫВАЮТ, а учится он дома под присмотром родителей. Во всяком случае, в начальной школе.
А задача родителя сделать так, чтобы ребенок научился дома делать уроки самостоятельно, без надзора Фрекен Бок.
Если вы не согласны или у вас иначе, или другой опыт - с удовольствием об этом почитаю. Потому что школа это большая сложная тема. От школы зависит дальнейшей путь ребенка очень сильно.
Если статья была для вас полезной, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал!
Еще почитать: