Самарское Всехсвятское кладбище стало последним пристанищем как десяткам тысяч простых горожан, так и столь известным людям, как Александра Бостром, Константин Головкин, Андрей Хардин – да и практически всей дореволюционной элите города.
13 сентября1919-го года здесь прошло необычное захоронение: земле предали тело погибшего 30-го августа «красного командира» Николая Щорса, доставленное в цинковом гробу в сопровождении десяти курсантов военного училища с далекой Западной Украины.
Провожала комдива в последний путь и его жена Фрума Хайкина, в годы Гражданской войны руководившая подразделением ЧК в пограничной Унече, возглавлявшая там же карательный отряд и наводившая ужас как на рвущихся за границу эмигрантов, так и на мирных местных обывателей.
Зачем нужно было отвозить набальзамированное тело для похорон за полторы тысячи километров, понять трудно. По одной из версий, на этом настояла именно жена-соратница, не пожелавшая хоронить мужа на месте гибели, где территория переходила из рук в руки и враги могли надругаться над телом начдива. В Самаре же якобы жили родители Фрумы, кстати, ждавшей в то время ребенка.
По другой версии Щорс был застрелен своим же политруком по указанию «сверху» и вывезен подальше от места события, так как прославившийся командир, грозивший составить властям конкуренцию, стал уже не нужен. На самом деле Щорс в те годы широко известен не был. На Первой Мировой сын рабочего-железнодорожника дослужился до подпоручика, в Гражданскую стал комдивом. Солдаты его любили, воевал смело, был толковым командиром - но все же не мог сравниться ни с лихим Буденным, ни с «железным» Блюхером, чьи имена уже гремели на всю страну. Да и к большевикам примкнул лишь в конце 1918-го, а летом следующего года уже погиб.
Фрума после похорон осталась в Самаре . Устроилась работать в коллегию Губсобеса и, вероятно , здесь же в начале 1920-го года родила дочь Валентину.
Всехсвятское кладбище в 1926-м закрыли. В 1930-м Горсовет издал указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты», позволивший мародерам за несколько лет городской некрополь полностью растащить, а распиленные надгробные плиты использовать в качестве тротуарных бордюров. Пошел на стройматериалы и установленный на месте захоронения Щорса скромный памятник, сама же могила затерялась.
Спустя несколько лет Николая Щорса вспомнили. По вполне правдоподобной легенде, в 1935-м году Иосиф Виссарионович на одной из встреч с деятелями культуры внезапно обратился к режиссеру Довженко: «Почему у русского народа есть герой Чапаев и фильм про него, а у украинского народа нет?»
Довженко идеей тут же проникся. На роль главного героя Сталин рекомендовал Щорса и после выхода в 1937-м знаменитого фильма «Щорс» о подвигах героя Гражданской войны узнала вся страна. Песню о идущем под красным знаменем раненом командире учили на занятиях по музыке в детсадах и школах, регулярно передавали по радио.
Так же по личному указанию Сталина начались поиски места захоронения комдива. Приехавшая в Куйбышев вдова отыскать могилу мужа не смогла, а приближающаяся война отодвинула вопрос на задний план. Кстати, Фрума Ефимовна, после окончания Гражданской войны получившая образование инженера-электрика в МВТУ им. Баумана, во время Великой Отечественной работала в Куйбышеве начальником монтажных работ на объектах Особстроя, а ее дочь Валентина Щорс возглавляла женскую комсомольско-молодежную бригаду имени Зои Космодемьянской на Куйбышевском авиационном заводе №18.
Продолжившиеся после войны поиски увенчались успехом лишь после того, как в 1949-м году объявился свидетель - бывший беспризорник рабочий Ферапонтов, вспомнивший, как в детстве помогал кладбищенскому сторожу рыть могилу, затем наблюдавший поспешные похороны какого-то красного командира и указавший место захоронения довольно точно.
10 июля 1949-го года в торжественной обстановке и присутствии родных прах Н.А. Щорса перезахоронили на главной аллее Куйбышевского городского кладбища.
Парк имени Щорса открылся в 1953-м году в рамках городской кампании по превращению старых кладбищ в парки. Поскольку свободного от новой застройки места на перекрестке улиц Спортивной, Урицкого было немного, стал едва ли не самым маленьким в городе.
Со временем сформировался как детский парк : в 1981-м году со стороны ул. Урицкого на территории появился Дворец пионеров и школьников Железнодорожного района, а в 1984-м, к 400-летию Самары, заработала единственная в области детская железная дорога с аттракционом «Паровозик».
Проектирование и строительство «игрушки»вели сразу три кафедры Куйбышевского Института инженеров железнодорожного транспорта.
Еще одним уникальным объектом стали расположенные друг против друга на центральной аллее покрытые смальтой красочные мозаичные скульптуры – голова могучего «Витязя» и под стать ему столь же могучая «Царевна-Лягушка».
Два года назад обветшавшие в силу возраста сказочные фигуры в рамках проекта «Надо сохранить» восстановили. «Советскую» смальту для реставрации удалось найти в Москве, а часть сохранилась у мастера изготовлявшего скульптурные каркасы в далеком 1986-м. Стоимость восстановления составила 403 тысячи рублей, и работу полностью профинансировала «Додо Пицца Самара»
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете