Найти тему
между прошлым и будущим

Может ли персонаж быть талантлив, или "Этот прекрасный свободный мир..." год спустя

Возможно, вы скажете, что я задаю странный вопрос. Ну, действительно, почему персонаж не может быть талантливым? Причем в различных областях. Я лично знаю (и знала) немало таких людей. Все же помнят пословицу "Талантливый человек — талантлив во всем".

Но почему-то не все читатели так считают.

К чему это я?

А к тому, что год назад я закончила большой цикл "Этот прекрасный свободный мир..." Его главный герой — Роберт Шеннон, художник, архитектор и мультимиллионер — человек талантливый и многое умеющий. И вот это временами и смущает читателей.

Узнала я это из очередной рецензии. Хорошей рецензии, кстати (я рада, что они пошли косяком). Вот что пишет читатель:

На излёте Великой депрессии ещё юный, но уже гениальный физик открывает возможность слегка наколоть пространство, и через этот прокол в параллельный мир отправляется группа граждан США, жаждущих снова построить американскую мечту — теперь как следует, а не как в прошлый раз.
В результате у гениев социальной инженерии получилась рабовладельческая тоталитарная меритократия, сокращённо — свободный мир.
Меж тем, свищ в метрике пространства не зажил, и в этот свободный мир с завидной регулярностью продолжают вываливаться всё новые группы случайных американских граждан, которых, потирая приветливые щупальца, поджидает Служба адаптации. В её застенках и начинается новая жизнь главного героя — Роберта Шеннона, баловня судьбы, плейбоя из американской аристократической семьи, художника и модного архитектора, а заодно — внучатого племянника того самого физика-проколиста.
Автор рисует очень убедительные и детальные картины из жизни американской [вообще-то уже не американскими, а их потомками, но это уже мелочь] аристократии со всеми этими сенаторами, законопроектами, виллами, семейными праздниками, демонстративной ответственностью перед обществом и матримониальными планами. Ещё нам показывают мировоззрение художника, раскрывают тяготы ухода за смертельно больными, погружают в жизнь больших и малых городов свободного мира и показывают много-много другого интересного.
И, конечно, мы во всех подробностях рассматриваем чувства и действия человека, который с вершины социального баобаба рухнул на самое дно: теперь он house nigger с обязанностями вида «погладь рубашки, смени пьяному хозяину трусы, помолись за его здоровье». Герой старается приспособиться к тяготам новой жизни и одновременно изо всех сил рвётся обратно к свободе, для чего ему — а вместе с ним и нам — приходится познакомиться буквально со всеми возможными способами заслужить звание полноценного человека, там бесцеремонно отнятое у бывшего хозяина жизни.
Преподанные автором образы чрезвычайно убедительны как с точки зрения законов социума, так и психологической. Понятно, что художественная литература не может быть реальной, лишь реалистичной, однако завопить в голосину: «Не верю!» — мне захотелось только один раз (о нём ниже).
Не менее замечательно, что со страниц произведения на нас не льются потоки крови и спермы. К примеру, автор подробно раскрывает тему телесных наказаний, однако они описываются таким образом, что любители БДСМ пищи для себя не найдут. И в описании других чувствительных тем автор проявляет похвальную деликатность.
Некоторые фантасты свой фантастический мир выдумывают на ходу — чтобы разнообразить повествование и угодить сюжету. Здесь не так. Здесь меня не покидало чувство, что мир был сразу продуман целостным, а сюжет (при том — интересный сюжет!) подчинён его всестороннему раскрытию — чего, собственно, и ожидаешь от добротной социальной фантастики. Как пример можно привести Арену, которая лёгкими штришками была намечена в первой книге, но раскрыта лишь в третьей. Или, скажем, читатель с лёгкостью забудет, что одна из героинь по итогам второго развода получила в собственность несколько ночных клубов — они легко теряются в длинном перечне её имущества. А вот автор об этом помнит, и клубы ещё сыграют хоть и второстепенную, но роль. В результате мир выглядит продуманным, убедительным и ему хочется верить.
Так что же это за мир? На страницах трилогии мы находим рационально устроенное общество доброжелательного порядка, разумного закона, высокого профессионализма и неукоснительной ответственности. Здесь думают не только о себе, но и о нуждах социума. Здесь дороги удобны, еды завались, жильё есть у всех и никаких, прости господи, бандитов или наркоманов... Звучит здорово, не так ли?
Ты регистрируешься в соцсети, прочитал правила поведения и занёс руку над кнопкой «Принять»? Погоди, сначала нужно пройти тест на знание правил! Да, придётся потратить пару часов, но как иначе мы можем быть уверены, что ты действительно понял всё, под чем вроде бы готов подписаться? Ответственность!
Если к тебе пришёл поломой, можешь быть уверен, что он разбирается во всём существующем ассортименте поломойных инструментов и моющих средств, что он наизусть помнит обо всех видах загрязнений и что пол он тебе вымоет наиоптимальнейшим образом с учётом всех значимых факторов. Профессионализм!
И поэтому особенно смешно наблюдать, как в этом мире воинствующего профессионализма профессионалы психического надзора неправильно интерпретируют буквально в_с_ё происходящее с главным героем! Кульминацией становится срыв в кофейне: «Агрессивная реакция на прикосновения... явная картина ПТСР после сексуального домогательства... он хотел позвонить, а бармен уговаривал не выносить сор из избы... ужас... только полная открытость...» — читая это, я просто хохотал в голос! Но потом психические профессионалы вынесли итоговый вердикт, и смеяться резко расхотелось.
Главный герой — он ведь хакер, он лицемер, он японец с семью оградами, он хочет приспособиться ко свободному миру только внешними слоями личности: он готов что угодно изображать и чем угодно заниматься, лишь бы сохранить сокровенную сердцевину своего я. И это именно то, что в свободном мире недопустимо: нельзя имитировать принятие, нужно принимать всем сердцем. Это в гнилом оставленном мире допустимо лицемерие; там же, где царствует истинная свобода — там нельзя казаться, там нужно быть. Потому что истинная свобода возможна лишь среди избранных.
-2

Впору радостно завопить "Вау!", только вот тут-то читатель и говорит, что главный герой слишком талантлив. Не бывает таких!

переходим к недостаткам. Главный из них заключается в абсолютно невыносимом обилии талантов главного героя Роберта Шеннона. Он тебе и жнец и боец и на дуде игрец и красив как Аполлон и по-профессорски умён и душевной чуткостью переплюнет Христа и первый в жизни шахматный турнир он играет вничью с чемпионом, он и архитектор и каратист и даже, кажется, не пукает. В любом состязании он чемпион, в любом коллективе — кумир и лидер мнений. Да, формально, всё это обосновано природными данными и хорошим воспитанием, но... не верю. Такой полубог был бы уместен в сказке или мифе — Геракл, Арагорн и Супермен не дадут соврать — тем нелепей его суперспособности выглядят во взрослом и чрезвычайно неглупом произведении о проблемах мира реального. Когда ближе к концу объявилась эта техасская дурочка, я даже задышал с облегчением — её нормальная обывательская тупость внесла свежую струю в душную атмосферу гениев и геркулесов.

Вот, не верит человек. В дуру верит, в талант нет.

Пришлось приводить примеры в дискуссии:

Вообще-то в среде, где воспитывался персонаж, это норма. Более того, я лично знаю немало подобных людей. Либо изучала их деятельность.
Вот, к примеру, там главный герой общается с сенатором, не названным по имени. Кроме того, что он сенатор (и прекрасный сенатор — великий законодатель века), он — прекрасный яхтсмен, неоднократный победитель регат, был замечательным футболистом (американский футбол), музыкант, пилот самолета, прекрасный теннисист, певец (красивый баритон), детский писатель, художник-маринист. Там еще по мелочи, но на остальное даже внимания уже не обращаешь (коньки, лыжи — в том числе прыжки с трамплина, верховая езда, подводное плавание, драматическое искусство и т.д.). А по американским понятиям в молодости был еще и красив.

А сейчас я могу добавить для тех, кто не читал цикл, что главный герой учился в очень дорогих частных школах, затем в военной школе, а потом в неимоверно дорогом интернате, где английский язык и литературу преподают писатели, изобразительное искусство профессиональные художники, архитектуру соответственно настоящие архитекторы и так далее. Да-да, школа описана вполне настоящая, хотя цикл и фантастический. Ну и что при таком обучении получится из человека, у которого талант таки есть? Разносторонне образованный и развитый человек. А со временем человек талантливый и умеющий учиться, вполне способен освоить и новые навыки.

Вот так обстоят дела с талантами и навыками. А я в печали пойду заниматься делами.

Во-первых, надо дописать главу, повествующую о некоторых особенностях жизни в XVI веке. Во-вторых, надо перевести фрагмент из книги XVI века — с французского языка эпохи, естественно. Еще надо сочинить новую павану — это музыка и танец. Для успокоения нервов неплохо бы еще
порисовать, вот только не могу выбрать — уголь или акварель. Ладно, брошу монетку... Да и приготовление пищи никто не отменял.

Но, как говорят люди, разносторонне развитых людей не бывает. Они остались в прошлом — в том самом XVI веке. Как вы догадываетесь, герои романа "Короли без короны" тоже талантливы в разных сферах деятельности.

Ничего не могу с собой поделать. Я уверена, что талант — это норма!

-3

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Подборки
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки