"Преподаю в школе. Очень многие дети балуются, срывают урок, не слушают, не реагируют на замечания! Что делать в таком случае? И почему учитель должен утихомиривать буйных?"
Живем в удивительное время. С одной стороны, чтобы быть профессионалом даже в том, как красить ногти, нужно постоянно учиться, расширять знания в разных областях, осваивать маркетинг, ведение соцсетей, написание постов. Инфобизнес, онлайн-школы - стремительно развивающаяся индустрия с многомиллиардным оборотом. Теперь каждый может стать наставником, педагогом, передать накопленный опыт и отлично на этом заработать. С другой стороны, престиж профессии педагога упал настолько, что учителей в школах становится все меньше и меньше. Вот девушка удивляется на форуме: "Недавно окончила ВУЗ, пошла устраиваться. В каждой школе, кроме моей любимой географии, пытаются спихнуть биологию, химию, историю, обществознание. Почему такая ситуация с учителями?" Учителей в школах не хватает, при этом все острее становится проблема нервно-психического здоровья детей. Репродуктивные стратегии за последний век поменялись. Теперь женщины сохраняют одну-две беременности, рожают с помощью медикаментов, рожают в обстановке общей тревожности и депрессивности. Нервная ослабленность негативно сказывается на психическом благополучии детей.
"Меня поражает, когда говорят: "Вы же учитель, вас этому учили в ВУЗе!
Мы не проходили практику в зоопарке! Никто не давал конкретных советов, как утихомирить буйных детей! Были конспекты по педагогике, красивые общие фразы от профессоров, которые никогда не работали в школе и не знают, что это такое! Я училась на отлично, но это никак не помогло мне в работе!"
Женщина озаглавила свой пост "Крик души учителя". Действительно, сложно сдержать негативные эмоции. Учителя ничего не знают об основах психиатрической помощи. Их обучают работе со здоровыми детьми, а таких сейчас меньшинство. «На сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития — 60% от общего числа детей. Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70–80% общего числа учащихся»,— цитирует ТАСС директора Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураба Кекелидзе. Детям нужна помощь врачей, иначе состояние их будет усугубляться, снижая способности к обучению. Ребенка, чей мозг и нервная система охвачены стрессом, обучать невозможно, это основы психофизиологии. При этом именно учитель должен отвечать и за успеваемость, и за безопасность, и за дисциплину, и за воспитание. Задачи, совершенно не соответствующие возможностям человека.
"Поражает позиция родителей: "Вы должны «найти подход». Это вместо того, чтобы воспитать нормально своего ребёнка, который ведёт себя, как обезьяна! Дети вертятся на уроке, не сидят спокойно, орут, мычат! Почему учитель, вместо своей прямой задачи - давать знания, должен тратить силы, время, нервы и здоровье на утихомиривание буйных? Учителя не роботы, а люди со своими делами, со своими проблемами и нервной системой!"
Родителей тоже можно понять. Они не знают, что делать. Надеются, что образованный человек справиться с неадекватным ребенком, но таким детям нужна медицинская помощь, нужна безопасная среда принимающих взрослых, которые поддержат и помогут выйти из нервного состояния. А их окружают кричащие из-за психоэмоционального перенапряжения педагоги, уставшие мамы, раздраженные папы, обозленные бабушки. А дедушек зачастую нет вообще - половина мужчин не доживает до пенсии. Что в итоге? Дети буйствуют. Учителя увольняются. Родители требуют от тех, кто в школе остался: "Ищите к моему ребенку подход".