Мотоспорт, пожалуй, одно из самых романтизированных спортивных направлений. Высокие скорости, ралли по живописным местам, толпы болельщиков, ставки, адреналин. Однако, по словам Глеба Кольцова, обладателя нескольких кубков России, амбассадора BMW Motorrad и создателя Motoring Racing Academy, обратная сторона этой профессии куда интереснее
«Многие люди привыкли воспринимать мотоспорт, в первую очередь, как шоу, — рассуждает Глеб. — И это логично, ведь зрелищность — цель любых спортивных мероприятий. Однако для меня мотоспорт значит гораздо больше: мне кажется, это очень интеллектуальный вид спорта». По мнению Кольцова, стать профессиональным мотоциклистом удается далеко не каждому: нужны трезвая голова, максимальная концентрация, способность молниеносно реагировать на потенциальные риски и свобода от внутренних ограничений. «Я всегда учил людей, которые приходили ко мне в академию, обращать внимание на детали, — рассказывает Глеб. — Для начала понять способности своего организма и разобраться, как устроен сам мотоцикл. Потом прокачать мозг — научиться концентрироваться на каждом сантиметре трассы и не отвлекаться на других гонщиков. И, наконец, совместить это все воедино».
Сам Кольцов называет себя нединастийным мотогонщиком («Моя мама недавно села за руль, а папа даже не водит машину») и признается, что мотоциклы появились в его жизни только в подростковом возрасте — в профессиональной мотоциклетной среде это большая редкость. «Мой первый мотоцикл подарил брат, когда мне было 14 лет, — рассказывает Глеб. — Он был старый, еще советский, я сам его собирал и ремонтировал. А спустя два года прокатился на японском мотоцикле, понял, что это совсем другие ощущения, и решил его купить. Брался летом в деревне за любые подработки, и в итоге мотоцикл стал моим». Конечно, не все отнеслись к увлечению юноши с энтузиазмом: Глеб вспоминает, как родители называли мотоцикл «опасной игрушкой», а администрация школы даже не допустила его до госэкзаменов и не разрешила пойти на выпускной — преподаватели увидели Глеба на мотоцикле и решили, что он его украл. Впрочем, экзамены Кольцов все же сдал, потом отучился на инженера, получил красный диплом и устроился на работу в большую транснациональную компанию. Но сердце по-прежнему принадлежало мотоспорту. «Как сейчас помню: мне 22– 23 года, я сижу в офисе, перебираю бумаги, за окном светит солнце, и я буквально ощущаю, что жизнь проходит мимо, — говорит Глеб. — А когда узнал, что меня отправляют в долгую командировку в Магадан, понял, что не хочу этого ни за какие деньги».
За отказом от командировки последовало увольнение, за ним — первые попытки участвовать в гонках, знакомства с людьми из мотоиндустрии и долгая работа над собой. «Те, кто бездумно залетают в мотоспорт, как правило, катаются недолго, — объясняет Глеб. — Я понимал: если хочу заниматься этим профессионально, мне нужно повысить свой физический и материальный потенциал, углубиться в изучение технических особенностей мотоцикла». Кстати, пригодилось здесь и первое образование с его материаловедением и экономикой. «Мотогонщику очень важно уметь считать деньги, — улыбается Глеб. — Многие думают, что нас кто-то спонсирует, дарит нам мотоциклы. На самом деле всю технику и экипировку мы покупаем сами, а за первое место нам достаются кубок и похвала».
Мотоиндустрия затянула Глеба на десять лет, но два года назад он взял перерыв, чтобы набраться сил, восстановиться и понять, что делать дальше. Ответ пришел довольно быстро: продолжать. «Мотоциклетная история — это настоящая школа жизни, — говорит Кольцов. — Мотоспорт научил меня вести бизнес, замечать детали, но главное, подарил мне сообщество свободных и близких по духу людей. Мне кажется, мы такие жокеи на современных конях, которые сами себе ставят цели и сами к ним идут». Следующие цели Глеба: международные раллимарафоны «Шелковый путь» и «Париж — Дакар» — долгие и довольно дорогие гонки, участники которых в течение нескольких дней преодолевают огромные расстояния по бездорожью. «Зумерам не понять нас, — смеется Кольцов. — Они выбирают эко, зож, антиэйдж, а мы — бесшабашность и авантюризм. Они не понимают, зачем тратить такие деньги, подвергать себя риску, ходить в трехкилограммовых ботинках при температуре плюс 50. Для чего? Наверное, для того же, для чего люди покоряют Эверест. Такова уж наша мотоциклетная натура. Хотя в глобальном смысле производить гречку, конечно, гораздо полезнее».