Унаследовав в 20 лет «маленький свечной пивной заводик» недалеко от г. Берн и отель в Марокко, Дональд Хейс (Donald Marc Hess) мог бы спокойно всю оставшуюся жизнь варить себе пиво, кататься на лыжах в Альпах а по выходным загорать на побережье Атлантики и горя не знать. Но вместо этого, жажда открытий, поиска нового, лучшего и уникального, будь то методы изготовления пива, территории, бизнесы, впечатления и люди, вела его по всем континентам, чтобы в один момент оказаться на высоте 3111 метров над уровнем моря в провинции Сальта, что на севере Аргентины и заложить там самый высокогорный виноградник в мире «Altura Máxima»!
В 1956 г. Дональд начал управлять пивоварней и сразу же принялся за инновации, придумав особый метод изготовления безалкогольного пива, которым после пользовалась все швейцарские пивовары. Этот иновационный метод позволил Хейсу в 1968 г. продать выгодно компанию большому пивному холдингу. Параллельно с инновациями в пивоварении он приобрел минеральный источник в коммуне Вальс и стал производить там воду, которая по сей день является лидером швейцарского рынка, да и вам многим этот бренд знаком.
Это производство он так же, как и пивоварню продал большому холдингу - Coca Cola, но только в 2002 г. Приуспев с минералкой в родной Швейцарии, Дональд положил свой взгляд на американский рынок, где блистала французская Perrier, ему хотелось повторить их успех, и он отправился в США на поиски источников там. Объездив несколько мест, подходящий источник так и не был найден, не нравилось качество воды, а вот качество калифорнийского вина в долине Напа Хейсу очень понравилось и он загорелся новой идеей - покупкой винодельни.
Долина Напа (Napa Valley) - один из ключевых и самый знаменитый винодельческий регион в США на севере Калифорнии, получил свою известность в 1976 г. когда на знаменательной дегустации "Суд Парижа" вина из Напы в слепой дегустации обошли по оценкам знаменитые вина Бургундии и Бордо.
Покупка вскоре состоялась, в 1978г. был куплен участок, а позднее и старая винодельня неподалеку, что вместе было трансформировано в первую полноценную винодельню Дональда - Hess Collection. Название было выбрано не случайно, Хейс с юности увлекался искусством и собирал произведения молодых авторов, порой даже совершенно неизвестных, видя их потенциал и понимая, что даже будучи юным и неизвестным художник уже может творить гениальные произведения. Хейс не прогадал с таким способом инвестирования, он позволил ему на территории Hess Collection открыть здание-музей с собственной коллекцией и привлечь на винодельню больше туристов, оснастив ее еще и гостиницей, а тем самым популяризировать и открыть новый вид винного туризма, основываясь на концепции объединения искусства виноделия и художественного искусств. Позже такая же галерея появится и на его винодельне Colomé в Аргентине.
Со временем Дональд захотел производить вина не только из Шардоне и Каберне Совиньон, которые лучше остальных получаются в условиях долины Напы и в 1990-х его взгляд упал на Аргентину. Сперва он хотел купить участок в тогда уже популярной Мендосе, но понимал, что составить конкуренцию винам Катены Сапаты будет сложно и решил исследовать территорию менее возделанную - север страны, высокогорную, суровую Сальту.
В 1998 году Дональд вместе с женой 3 недели колесили по провинции Сальта в поисках лучшего места для посадки винограда. Хейс тогда уже знал о бодеге Colomé, старейшей винодельни Аргентины, не прекращавшей свою работу с 1831г. Первая попытка купить винодельню оказалась неудачной, как собственно и вторая, но зато Дональд приобрел участок 45Га на высоте 2600 м. неподалеку, в городке Пашогаста (Payogasta) в долине реки Калчаки (Calchaquí) на котором впоследствии появится виноградник El Arenal.
Долина Калчаки (Valle Calchaquí) - главная винодельческая долина провинции Сальта на севере Аргентины, отличающаяся тяжелыми географическими и климатическими условиями не только для выращивания винограда, но и для проживания. Вина из долины Калчаки получаются очень мощными, фруктовыми с ярким характером.
Участок был с особенностью - не было воды для орошения виноградников и все местные сказали Дональду, что никакой воды там нет и в помине. Но Хейс, опытный разработчик минеральных скважин, воду-таки нашел, проведя радиологическое исследование, на глубине 85 метров. Докопавшись до воды, состоявшая из коренных поселенцев группа рабочих воскликнула - "Amolaya", что в переводе с индейских языков означает "Надежда на чудо", на чудо, которое позволит расти тут винограду и даст имя второй аргентинской винодельне Хейса в 2010 г.
Позже Дональд приобретает еще несколько участков выше по склону долины Калчаки на высотах 2900, 3000 и той самой высоте 3111 м. и объединяет все эти 3 участка в группу под названием Altura Máxima. Эти участки Хейс засаживает Мальбеком, Совиньон Бланом и Пино Нуаром.
Почему Хейс решил забраться так высоко? Все дело в климатических условиях сальтовских Анд, чем выше в горы, тем сильнее интенсивность уф-излучения, что позволяет ягодам винограда производит более толстую кожицу, накапливая в ней за период созревания больше полифенолов, отвечающих за интесивность цвета, вкуса и аромата в готовом вине. Помимо этого, на такой высоте дневная температура не поднимается летом выше 33 градусов, а ночная прохлада, с перепадами до 20 градусов, позволяет сохранят в ягодах яркую кислотность, что в итоге позволяет производить вино с отличным балансом, телом и палитрой ароматов, сильно отличающих профиль сальтовских вин от мендосских.
В 2001 купить бодегу Colomé все же удалось. После покупки к одноименному винограднику бодеги - Colomé (высота 2300 м.) и La Brava (1750 м.) в г. Кафашате (Cafayate) присоединили, купленные и засаженные ранее Хейсом в Пашогасте El Arenal и Altura Máxima. Главенствует на этих виноградниках, конечно же, Мальбек, помимо героя Аргентины там растут - местный автохтон Торронтес, Каберне Совиньон, Таннат, Бонарда, Сира. Отдельно стоит отметить Совиньон Блан и Пино Нуар, которые, наравне с Мальбеком, являются жемчужинами главного виноградника бодеги Altura Máxima.
На территории винодельни Colomé тоже появилась галерея, но не с коллекциями Хейса, как в США, а со световыми инсталляциями американского художника Джеймса Туррелла (James Turrell), а так же отель, тем самым Хейс продолжил использовать свою концепцию.
Для посетителей галерея и отель в Colomé открыли двери в 2009 году, а уже через год Хейс стартовал свой второй проект в долине Калчаки, открыв бодегу Amolaya, да, ту самую надежду на чудо. Виноградники бодеги Las Mercedes и San Isidro расположены ниже в долине, на высотах 1600 и 1800 м. над уровнем моря, соответственно. Вина Amolaya это результат экспериментов с условиями долины Калчаки, вина, отражающие характер долины, но при этом более доступные и подверженные экспериментам при выдержке и производстве.
Отдельно стоит отметить, что на всех своих винодельнях Дональда придерживаются принципов органического производства и уделяется особое внимание экологически чистым методам ведения сельского хозяйства и устойчивому виноградарству.
Аргентинские вина Хейса высоко оцениваются критиками, например, оценки Роберта Паркера:
2013 Bodega Colomé Altura Máxima Malbec/ 97 баллов
2015 Bodega Colomé Auténtico Malbec/ 93 балла
Bodega Colomé Malbec Estate / 91 балл
2016 Colomé Torrontés / 90+ баллов
2015 Bodega Colomé Lote Especial SauvignonBlanc/ 92+ балла
2014 Amalaya Winery Amalaya Gran Corte / 90+ баллов
2015 Amalaya Malbec/ 91 балл
Кстати, многие вина Colomé и Amolaya доступны в России, их можно найти в сети Wine Style и Decanter.
Помимо Аргентины были у Дональда Хейса были винодельни еще в Южной Африке и Австралии, но к 2020 году они были проданы, а под управлением семьи Хейсов остались только хозяйства в США и на самой вершине винного мира в Сальте, куда Дональда и его семью привела его неутомимая жажда исследований и упорство в желании создать нечто уникальное.
спасибо вам, что пришли и прочитали, а теперь обязательно #passitaround
#Аргентина #Argentina #Wine #Colome #Amolaya #Hess #Вино #Сальта #Salta
https://t.me/passitaround/45