Найти тему
Москва, любовь моя

Шедевр московского модерна: особняк С.П. Рябушинского, вынужденное жилище Максима Горького, а ныне - музей

Оглавление

Это здание на Малой Никитской – одно из самых красивых в Москве и одно из самых необычных. Оно сразу привлекает к себе внимание любого, кто проходит мимо. Жаль только, что летом почти вся эта красота скрывается в зелени деревьев:

Здание было построено в 1902 архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем по заказу мецената, банкира и промышленника Степана Павловича Рябушинского:

Степан Павлович Рябушинский (1874-1942).
Степан Павлович Рябушинский (1874-1942).

Рябушинский был большим знатоком искусства, коллекционером старинных икон и меценат. А также – близким другом архитектора. Поэтому и доверил ему строительство своего уютного семейного дома.

Степан Павлович поставил перед архитектором задачу построить дом лучше, чем особняк Зинаиды Морозовой по соседству, на Спиридоновке. И в средствах его не ограничивает. Поэтому и результат получился таким впечатляющим.

Сейчас, чтобы войти в особняк, надо обойти его слева, а раньше гостей встречало затейливое парадное крыльцо, которое очень украшает здание. Над крыльцом – такой же нарядный и затейливый балкон с окном в виде дерева:

Крыльцо выходит на красную линию улицы, и благодаря этому фасад ушёл немного вглубь участка и скрывается за деревьями парка (таково было требование заказчика).

Особенностью модерна является художественное оформление всех фасадов здания, а не только главного. Все фасады особняка Рябушинского – разные:

Для отделки фасадов использовался светлый глазурованный кирпич. Окна все разные тоже, неповторимые, разных размеров и форм, ни одно не похоже на другое:

Дом вообще очень сложной формы, разве можно понять, что и как нагромождено на этой крыше? Башенки, карнизы, световые окна, вентиляционные решётки – собраны рукой великого мастера, как многочисленные детали огромного конструктора:

-6

Именно орхидеи мозаичного фриза, который опоясывает дом по периметру, собирают всё в единое целое, – и получается дом-шедевр, жемчужина модерна. Орхидеи жёлтого, розового и фиолетового цветов на фоне голубого неба с белыми облаками:

И ограда, ещё одна окаймляющая линия, – как будто плещутся волны. И никаких прямых углов, никаких прямых линий, всё здание за счёт этого текучее, гибкое, как будто живое, дышащее...

Удивительно, но именно это не понравилось в облике здания Корнею Ивановичу Чуковскому! Вот что написал он про этот чудесный дом в своём дневнике 16 августа 1932:

Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Всё испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна – всюду эта мерзкая пошлятина.

Из окон второго этажа открывается вид на внутренний двор и флигель особняка, хозяйственные постройки: сарай, конюшня, дворницкая – всё это тоже строил Шехтель, сейчас здесь Музей-квартира Алексея Толстого:

-9

Шехтель не только построил здание, но и детально проработал его интерьеры – всё вплоть до дверных ручек и петель. Причём всё происходило наоборот: архитектор спроектировал сначала внутренние помещения здания, в соответствии с нуждами будущих жильцов, и только потом – его внешний облик, в соответствии с важным принципом модерна:

«От внутреннего к внешнему»

Рябушинский, увидев готовое творение, долго разглядывал каждую деталь и восторженно произнёс:

Любопытно-таки получилось... Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали...

Войдя внутрь, мы оказываемся в просто невероятном пространстве! Центром дома, вокруг которого располагаются все внутренние помещения, является великолепная мраморная лестница:

Вот что это? Застывшая волна? Замёрзшая река? Водопад? Стебель неведомого растения, который держит на себе весь этот дом? Удивительный дом. Лампа в виде медузы, но если посмотреть на неё сверху – она превращается в витражную перламутровую черепаху:

-11

Шехтель – удивительный затейник, фантазия его не знает границ. Здесь всюду волны, завитки, вьющиеся стебли, морские животные, стрекозы и бабочки, саламандры. И да, никаких прямых линий, никакой симметрии.

Ещё немного лестницы:

При Горьком интерьер был сильно изменён. По всему дому вдоль стен были установлены книжные шкафы: книг у писателя должно быть много. Книжные шкафы скрыли часть чудесных витражей.

Витражи и вход в столовую:

Витражи выполнены в мастерской В.М. Виноградова:

При Рябушинских несколько комнат второго этажа, стены которых были обтянуты кожей, занимала коллекция икон. Здесь же находилась и реставрационная мастерская. Но после революции Рябушинские покинули Россию. Здание было национализировано, коллекция икон переместилась в Третьяковскую галерею. Очень жаль, что от обстановки Рябушинских почти ничего не сохранилось.

В здании сначала находились различные редакции, а в 1931 дом был предоставлен вернувшемуся из Италии М. Горькому.

Корин. Портерт .М.Горького. 1938.
Корин. Портерт .М.Горького. 1938.

Вот таким был Алексей Максимович, когда поселился в особняке с сыном Максимом, невесткой Надеждой Алексеевной и внучками Дарьей и Марфой. Художник Павел Корин написал хоть и официальный, но не парадный портрет. Писатель уже не молод, ему 60, и изображён он не в образе «буревестника революции», а пожилого человека, с трудом опирающегося на трость.

Сегодня здесь всё, как было при жизни Горького; личные вещи и библиотека – подлинные. В библиотеке - 12 тысяч томов!

Интересно, что если Степану Павловичу его дом нравился, то про Алексея Максимовича этого не скажешь. Горького поселили здесь фактически насильно. Он отказывался от роскошного особняка, чувствовал себя в нём неуютно, но Сталин настаивал:

Все писатели очень капризны, а Вы, Алексей Максимович, больше всех. Вам хотят угодить, а Вы противитесь и ставите всех в неловкое положение.

Изысканный модерн не был близок Горькому, и он явно не вписывался в эти декорации, дом не был им любим. Но со Сталиным ведь не спорили.

Да, сам по себе особняк – прекрасен. Но в нём очень интересно ещё и то, как жизнь Максима Горького, человека выдающегося и необыкновенно талантливого, вписалась в эти чуждые ему модерновые интерьеры. Восхищаясь модерном, важно понимать и видеть эти важные вещи.

В этом доме всегда хочется почитать надписи на корешках многочисленных книг в книжных шкафах:

Присмотреться к фотографиям – их здесь множество. Поймать взгляды внучек писателя, Дарьи и Марфы, дочек Максима:

-18

Рассмотреть огромную коллекцию чудесных восточных безделушек в кабинете писателя:

-19

Он собирал нэцке всю жизнь.

Полюбоваться резной китайской мебелью из дерева наньму:

Её подарила на день рождения Горькому его невестка Надежда Алексеевна Пешкова по прозвищу Тимоша. Древесина этого дерева так дорога, что в Китае выставляется на аукцион упавшая с дерева ветка!

Давайте теперь пройдёмся с вами по комнатам этого дома.

Вестибюль

Столовая

Самая большая комната в доме. Постоянное место Алексея Максимовича за столом отмечено чайным прибором:

-23

Завтракали обычно в узком кругу, а за обедами и ужинами было многолюдно.

Особняк Горького был центром литературной жизни Москвы. Именно здесь, в этой столовой, проходила подготовка к I съезду писателей, решались вопросы развития советской литературы. Здесь собирались гости.

Библиотека

Это самая тихая и самая красивая комната. Бывшая гостиная Рябушинских.

Обратите внимание на дверную ручку, настоящее произведение искусства (как, впрочем, все дверные ручки Шехтеля):

-25

И стоит поднять голову повыше, чтобы полюбоваться потолком библиотеки, покрытым уникальной ручной лепкой:

Главная тема декора библиотеки – образ сада с прудом. В картуше, как в раме, живописный плафон с жёлтыми хризантемами на фоне голубого неба. Все книжные шкафы в доме – а их много! – изготовлены по рисункам Горького.

Кабинет

Прежде чем войти в кабинет писателя, снова полюбуемся чудесными дверными ручками:

В кабинете Горький всю первую половину дня, с 9 часов до 14 часов, работал над своими произведениями. Письменный стол был сделан по его специальному заказу: большой, без ящиков, высокий. На нём всегда был идеальный порядок.

Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями молодых писателей и отвечал на письма. Писем было очень много, Горький отвечал всегда, на все. Праздников и выходных дней для него не существовало. Только очень серьёзные причины могли нарушить этот строгий распорядок дня.

Спальня

Тихая комната окнами в сад. Здесь всё только самое необходимое. На угловой книжной полке - книги для вечернего чтения.

Единственная роскошь в комнате - японский шкафчик с предметами из восточной коллекции Горького:

-30

В доме Рябушинских это был малый кабинет, обставленный диванами и журнальными столиками, с картинами на стенах – здесь можно было сделать перерыв в работе, побеседовать, покурить.

На втором этаже особняка проживал Максим со своей семьёй, там сейчас выставочные помещения. Каждый раз, когда я бываю в этом доме, меня до глубины души трогает то, какими тёплыми и близкими были отношения Горького с сыном Максимом. Впрочем, Максим был не просто сыном, но и другом, и секретарём, и переводчиком – он выполнял для отца колоссальную работу, сопровождал его во всех поездках.

Н.А. Пешкова. Максим в тюбетейке. 1929.
Н.А. Пешкова. Максим в тюбетейке. 1929.

Они были очень близки. Горький был заботливым и нежным отцом.

Письмо Горького сыну, 1910:

«Дорогой мой дирижабельщик и планёрщик!

Прочитал я твоё воздухоплавательное письмо и подумал: приеду я в Париж, выйдет навстречу мне сын мой, одна нога у него деревянная, рука на перевязи, нос – вывихнут, ухо отсечено пропеллером, вместо рёбер вставлены косточки от мамина корсета – вообще весь человек растерялся в воздухе, а на земле совсем немножко осталось!

Я очень просил бы тебя: изобретай, но не летай, или – летай, да не падай.

Вообще говоря – воздухоплавание – чудесная вещь, однако, когда собственноручный сын воздухоплавать собирается – жутко!

Дружище мой, если тебя это дело увлекает, если ты хочешь заняться им серьёзно – прежде всего учись! Надо знать физику, механику, математику, познакомься с премудростями этими, выстрой аппарат своей системы – и летим в Японию!…»

И обратите внимание на ручку:

На днях Зина привезёт тебе чернильницу и перо. Птица на ручке пера - копия такой же со стен палаццо Строцци, подлинник её сделан из железа знаменитым художником Джиано Болонья в 15 веке – 500 лет тому назад почти! На стенах эта птица служила для того, чтобы держать зажжённые факелы, а теперь её изображение можно встретить везде в мире...

Максим скоропостижно скончался 11 мая 1934 от крупозного воспаления лёгких. Алексей Максимович так и не смог перенести эту потерю, он пережил сына всего на два года и скончался здесь, в таком красивом, но не любимом доме, 18 июня 1936.

Горький не хотел возвращаться в Россию, но его вынудили. Возможно, в Италии и он сам, и Максим прожили бы дольше. И климат, и обстоятельства жизни здесь были неподходящими для спокойной творческой жизни писателя. Смерть и отца, и сына до сих пор вызывает много вопросов.

Надежда Алексеевна осталась одна с дочерьми, в особняке ей оставили три комнаты. Она всегда отмечала 28 марта, день рождения Горького. В 1961 здесь был открыт музей-квартира Горького. Надежда Алексеевна стала его хранительницей.

Она умерла 10 января 1971 и похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем и свекровью.

Адрес: Малая Никитская улица, д. 6/2, стр. 5.

Спасибо, что дочитали такую длинную статью!) Полюбуйтесь интерьерами этого дома в коротком видео: