Борис Ельцин был наиболее одиозной фигурой в российской политике 90-х годов. К нему можно относиться по-разному, в том числе любить и ненавидеть. Но нужно отдать должное его решениям, связанным с личным отказом от власти. По сути, он был одним из немногих политиков, который не стал цепляться за президентское кресло. Сейчас же принято считать, что в 1999 году была проведена уникальная операция спецслужб под названием «Преемник» Ельцина.
Итак, 9 августа 1999 года Владимир Путин занял место исполняющего обязанности председателя правительства России. Тогда еще россияне не знали, что именно этот человек станет президентом и будет управлять страной более 20 лет.
Операция спецслужб или личное решение Ельцина?
В декабре того же года Борис Ельцин фактически отказался от президентского поста и представил своего преемника – молодого Владимира Путина. Однако началась операция «Преемник» еще в августе 1999 года. Напомним, что 9 августа Ельцин распустил правительство. В России настали не самые простые времена, особенно на фоне боевых действий в Дагестане. Несмотря на тот факт, что в Чечне удалось приостановить бои, другая республика Кавказа могла выйти из-под контроля.
Премьера Степашина в спешном порядке убрали с поста, а Ельцин объявил о решении назначать на должность премьера директора ФСБ и секретаря Совбеза Владимира Путина. Тогда он еще не был значимой политической фигурой, хотя эксперты уже понимали, что это политическое решение будет иметь значение в долгосрочной перспективе, и не ошиблись.
Нужно понимать, что из спецслужбы в большую политику редко переходят просто так. Но и случай с Владимиром Путиным оказался уникальным. У него был опыт в работе с населением, он также понимал многие внутренние процессы в стране. Политолог Сергей Станкевич считает:
«Путина назначили на пост премьера не просто так. По сути, он должен был решать проблемы России в самые трудные времена. Кавказ начинал полыхать с новой силой, боевики захватили села и поселки. От Москвы ждали твердой и однозначной реакции. Конечно, Путин мог бы решить проблемы и на посту директора ФСБ. Но его путь лежал в большую политику».
Вероятно, многие россияне уже забыли, но еще на момент назначения Путина главой кабмина, Ельцин намекнул – этот человек станет новым президентом. При этом уже через год в России должны были пройти выборы. Ельцин высказал свое мнение на счет Путина, обозначив его как человека, «способного сплотить политические силы и провести реформы».
К слову, реформы действительно были проведены в первые годы правления. Тогда президент Путин принял ряд новых законопроектов, связанных с налогами, бизнесом и прочими важными сферами.
Первое «боевое крещение» на новом посту
Как я уже сказал, Путину пришлось сразу решать несколько глобальных задач. В первую очередь мы говорим о боях в Дагестане. Республику Кавказа фактически захватили боевики, а террористы пытались дестабилизировать весь регион. Началось все еще летом 1999 года, а уже в сентябре в Москве, Волгодонске и Буйнакске прогремели взрыва. Погибло более 300 человек, еще около 1.7 тысяч россиян получили ранения. При этом в конце сентября начался конфликт в Чечне, самолеты бомбили Грозный.
«Боевое крещение» Путина началось с его крылатой фразы: «Мы будем мочить террористов в сортире». Вероятно, именно такого крепкого, подтянутого и решительного политика ждали многие россияне. И это действительно сработало. Несколько дней продолжались бои в Чечне, после чего вопрос с террористами был закрыт на несколько лет.
Повезло или нет, но под руководством нового премьер-министра в России стало не такопасно жить. Личные рейтинги Путина росли каждый день, и уже было понятно, кто станет новым президентом России. Новое правительство очень быстро решило многие вопросы, связанные с Чечней и Кавказом, на что россияне отреагировали положительно.
Борис Ельцин – «Я устал, я ухожу»
Конечно, в реальности Ельцин сказал немного другие слова, которые впоследствии превратились в искаженную крылатую фразу. Если быть точным, то Борис Ельцин сказал следующее: «Я устал, я сделал все, что мог» и дальше по тексту. Новогоднее обращение стало неожиданным для всей страны. При этом многие люди радовались будущим переменам. Россияне успели полюбить Путина и видели в нем крепкого хозяйственника, человека, который способен усмирить даже Кавказ.
Интересно, что сам Ельцин после отказа от власти неоднозначно говорил о назначении Путина. С одной стороны, он хвалил его за проведенную реформу в бюджетном и налоговом кодексе, а с другой – его бесил отказ Путина содержать военные базы на Кубе. Президент Белоруссии как-то сказал, что Ельцин ожидал от Путина большего внимания к своей персоне.
Так что же это было – операция спецслужб или самостоятельный отказ от власти? Вероятно, ответы на эти вопросы мы сможем узнать только спустя несколько десятков лет. Так или иначе, история еще не закончилась.