Найти тему
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Втулки разные нужны, втулки разные важны! Втулки в АКПП ч.2.

В первой части публикации мы рассказали, что такое втулки в АКПП, важность этих деталей, принцип работы и принципы износа.

Сегодня посмотрим, как устроены оригинальные "биметаллические" втулки, и чем они отличаются от "бронзовых". А также постараемся ответить на вопросы:

– А что лучше и почему?
– А когда надо менять втулки?
– А будет ли разница, если поменять одни на другие?

Часто приходится слышать понятия "биметаллическая" или "бронзовая" втулка.

Биметаллическая – устройство втулки понятно из названия. Такая втулка состоит из двух материалов – стальной "бандаж" снаружи и сплав на основе бронзы – внутри. На срезе хорошо видна примерная толщина. Втулка на фото – имеет общую толщину стенки – 1,6мм. Видно, что бронзовая внутренняя часть – составляет примерно 1/3 от общей толщины. Для упрощения и в дальнейшем, примем толщину внутренней части – 0,5 мм непосредственно антифрикционного слоя. Много это или мало? Узнаем далее.

Биметаллическая втулка при производстве сворачивается из полосы. Обычно есть заметное место стыка – замок. На качество и ходимость втулок – это никак не влияет

Также, втулка может иметь (а может и не иметь) масло сгонные насечки или углубления. За счет этих канавок масло лучше попадает в зону контакта, лучше смазывает трущиеся поверхности. Производство таких втулок – высокотехнологичное. Как правило, биметаллические втулки – оригинальные.

-2
-3
-4
-5

Важная особенность таких втулок: прочность конструкции. За счет жесткого корпуса, втулка крепко сидит в своем посадочном месте. У втулок всегда прессовая посадка с корпус коробки. Корпус, как и втулка, часто нагревается выше 100 град. Соответственно, важно, чтобы втулка сохраняла свои физические свойства и размеры.

Биметаллическая втулка – эффективнее и по стоимости. Нет необходимости делать всю втулку из бронзы просто потому, что частичный износ фрикционного слоя – уже приводит к необходимому ремонту и замене (какой износ – измерим и покажем далее). Поэтому, просто нет необходимости делать всё тело втулки из фрикционного материала.

Цельно-бронзовая втулка – обычно точится. Сам материал – достаточно мягкий, поэтому существенные колебания температуры корпуса коробки, перегрев – могут способствовать, например, "выворачиванию" такой втулки.

С точки зрения точности изготовления – бронзовые втулки также очень точные. Особенно втулки от именитых производителей, которые ни в чём не уступают биметаллическим, Но, как понятно из описания, по сути своей конструкции – такие втулки принципиально не лучше биметаллических. Важный момент, влияющий на долговечность втулки – состав антифрикционного сплава, т.е. состав "бронзы".

Бронза – сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля… (Wiki)

-6

Конечно, подбирая химический состав компонентов, можно добиваться разных свойств готового материала. В лаборатории! А что на практике?

Если коробка работает на старом, грязном масле в котором уже есть много растворенного нагара, продуктов износа фрикционов и т.д. – едва ли "хитрости состава" уберегут втулку от быстрого износа.

У бронзовых втулок есть существенный плюс – далеко не все биметаллические втулки поставляются в запчасти. Также, в силу технологической сложности изготовления – не все можно получить, в принципе. Бронзовые втулки – более технологичны в изготовлении по сравнению с биметаллическими.

Естественно, возникает такой вопрос: "А что можно назвать критическим износом втулки?". "Может ли биметаллическая втулка "протереться" до стального основания?".

За ответом – далеко ходить не нужно. На примере одного из узлов АКПП ZF8HP** – измерим текущее состояние втулок. До и после замены.

Итак, следите, как говорится, за руками. И за цифрами )

Узел на фото – две детали, которые входят одна в другую и вращаются на запрессованной втулке.

-7

Детали на фото – только что вынуты из разбираемой АКПП. Втулка имеет износ. Это очень хорошо заметно – внутренняя деталь "болтается" (не просто имеет люфт, а имеет ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЛЮФТ).

-8

Теперь измерим внутренний диаметр изношенной втулки – 43,55 мм.

Диаметр – 43,55 мм.
Диаметр – 43,55 мм.
-10
-11

Измеряем диаметр шейки – 43.00 мм

-12
43.00 мм.
43.00 мм.

Итого зазор на сторону – около 0,27 мм. И при таком зазоре – люфт уже чрезмерный.
Вспоминаем: толщина слоя бронзы в биметаллической втулке – около 0,5 мм.
Т.е. при износе половины толщины слоя, втулка уже не работает!

Подождите расходиться! Это ещё не всё. Продолжаем ))

Теперь измерим внутренний диаметр новой биметаллической втулки для данного узла – получили около 43.15 мм.

-14
43.15 мм.
43.15 мм.

Теперь аккуратно выпрессовываем старую и запрессовываем на прессе новую втулку.

-16
-17
Готово! Теперь входит плотно – практически без люфта!
Готово! Теперь входит плотно – практически без люфта!

Измеряем, проверяем. Момент истины … Около 43.00 мм! Т.е. запрессованная втулка имеет практически тот же диаметр, что и вал.

-19
-20
-21

Отремонтированный узел имеет зазор в несколько сотых!

Итак, подведём некоторые итоги:

– Втулки разные нужны, втулки разные важны! Но, самое главное, должен быть требуемый зазор в паре трения!
– Сравнивать бронзовые и биметаллические втулки по надежности – не совсем корректно. Важнее соблюдать технологию ремонта.
– Износ любой втулки на пару десятых на сторону – это УЖЕ изношенная втулка! Тут уже появляется значительная несоосность, биение вала, а по зазору начинается значительная утечка давления.

А так как грязное масло приводит к еще большему износу втулок – меняйте масло вовремя, не доводите АКПП до критического износа, и будет Вашей коробке счастье!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора – обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram). Телеграм-бот для записи в сервис: t.me/ZF_Center_Bot

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/