О феномене сибпанка 80-х и современном состоянии музыкального движения в Сибири побеседовали с лидером омской группы ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СИЛА Григорием Бадьяновым.
- Григорий, ты размышлял когда-нибудь, почему именно в Сибири в 80-90-х годах появилось так много творческих людей, которые вместе создали заметное музыкальное движение. Ты выделяешь для себя сибпанк в какой-то отдельный феномен?
– Да, это действительно феномен. Именно на сломе эпох (в конце 80-х) каким-то непостижимым образом всё это произошло. Причем, такая вот ось: Тюмень – Омск – Новосибирск. У меня нет объяснения. В столицах же в это время не было таких ярких групп, такого течения. Именно по этой причине и говорят о феномене сибирского панка.
- Можешь назвать знаковые фигуры, повлиявшие на твое становление как личности и автора песен?
– Разумеется, сибирский панк на меня повлиял. Это и ГО, и ЧЕРНОЗЁМ, и ТЕПЛАЯ ТРАССА, и ЛУКИЧ, и ПУТТИ и другие. У всех что-то свое, самобытное. Но параллельно была и другая музыка: Пахмутова, Высоцкий, Пугачева.
- Как оцениваешь состояние музыкального движения в Сибири на данный момент?
– Сейчас никакого течения нет. Я это абсолютно точно могу сказать. Наверное, в Новосибирске остался некий «костяк» – люди, которым давно за 40, у кого молодость прошла в 90-е, кто застал всю эту волну. Многие, и конец 80-х застали. А из молодежи… Конечно, молодежи нет или совсем мало. В Омске вообще ничего и никого нет. И групп новых нет. И тусовки нет.
Абсолютно большинство групп имеют какие-то англоязычные названия. Репертуар у них сомнительный и странный. Огромное количество кавер-групп. Мне кажется, они просто играют, потому что прикольно. Или модно. Или круто. Я не знаю. Никаких идей там нет и быть не может. Чтобы играть что-то серьезное, нужно образование. И не корочка с оценками, а именно знания, жизненный путь и опыт, нужна какая-то неординарность, таланты само собой. А вот так, как они: накупить гитар, примочек – и всё, мы теперь рокеры, панки... Не, это чушь и даже смешно.
- Почему решил поучаствовать в трибьюте ЧЕРНОЗЁМА?
– Для меня это большая честь. Я поклонник ЧЕРНОЗЕМА. Уважаю. Люблю. Из всего сибирской формации выделяю именно ЧЕРНОЗЁМ – это не секрет. Джексон – гений. Не так много песен у него, но почти все – прекраснейшие, запоминающиеся. Если не хиты, то отличные песни: и музыкально, и по текстам. Да и как человек он классный, мне кажется.
- Как оцениваешь место ЧЕРНОЗЁМА в сибирском андергаунде?
– В моем «рейтинге» выше Летова, пожалуй. У Летова очень много, слишком широко и глубоко. У Джексона – четко и ясно. У Летова – набор словосочетаний, метафор, гипербол, которые в хаотичном порядке выстроены в песню. У Джексона намного проще. Но не хуже.
- Кокорин как музыкант, поэт тебе близок по мироощущению?
– И как поэт, и как музыкант. По мелодизму – вообще одно из первейших мест у него. Я лично с ним не знаком, но наслышан, что человек он отличный.
- Что важно на твой взгляд, когда делаешь кавер? Это должна быть полностью переосмысленная вещь или не обязательно?
– Сложно сказать. Наверное, суть кавера в интерпретации. Вот как именно ты чувствуешь и ощущаешь. Можно один в один повторить, можно изменить до неузнаваемости. Я не знаю. Это всё на уровне чувств и восприятия. У меня пять каверов на ЧЕРНОЗЁМ, писал их еще лет 10-13 назад. Но я не менял ничего. Просто пел, как во дворе, к примеру, пел бы среди товарищей. Только в своей манере и своим голосом.
Прим. редакции: у Степана Мамакина сохранилась видеосъемка репетиции группы ДОСКИ 2010 года, где Бадьянов исполняет песню ЧЕРНОЗЁМА. Сам Мамакин не играл, поскольку снимал происходящее на видеокамеру. Причем, по словам Степана, происходило это в той же комнатке, где когда-то давно репетировали Пик Клаксон: в общежитии СибАДИ.
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК:
- ВК группы ЧЕРНОЗЁМ
Читайте также продолжение интервью с Григорием Бадьяновым: «Проживание жизни, люди, которые тебя окружают – вот это всё и есть суть. А не какие-то надежды и слепые убеждения»