Найти тему

Пилатес и фонетика. Пишу по горячим следам, чтобы зафиксировать впечатление.

Я более-менее регулярно соприкасаюсь с пилатесом вот уже 5 лет, причем эти касания меня так впечатлили, что я даже начала применять отдельные моменты к… коррекции произношения моих учеников.

Я считаю, что до пилатеса у меня был довольно разнообразный опыт движения - очень разные танцы, плавание, велосипед. Когда-то на первом курсе мне в руки попался диск с уроком пилатеса - я его попробовала и некоторое время выполняла, но меня не впечатлило. А 5 лет назад - после рождения сына - у меня случилось два больших открытия: пилатес и ревитоника.

Сначала это были онлайн занятия от Виктории Боровской - я с удивлением обнаружила, что чувствую после ее уроков примерно то, за чем я раньше ходила на танцы: опыт разнообразного движения во всех плоскостях, когда все тело как будто смазано и двигаться начинаешь легко и комфортно. Вику и ее курсы я люблю до сих пор, а ее бесплатный (!) курс для беременных помог мне хорошо двигаться всю последнюю беременность.

В какой-то момент ко мне пришла ученица, которая сама была тренером по пилатесу. И благодаря ее запросу (начать вести пилатес на французском) я узнала, что пилатес бывает разный - “классический” и “современный”. И если классический был изначально задуман как помощь профессиональным танцорам после травм (привет, Бродвей), то современный пилатес предназначен для простых смертных, и его задача - помочь человеку научиться двигаться эффективно и разнообразно. Хотя в целом оба пилатеса прекрасны для простых смертных, сидящих большую часть времени за компьютером, потому что и там и там есть целительное движение. Причем и там и там нужно научиться контролировать свое движение, чтобы сделать его оптимальным, безопасным и разнообразным (в том числе заставить двигаться то, что обычно не движется, - пальцы ног, например).

После переезда в нашу нынешнюю квартиру я нашла клуб с пилатесом рядом с домом - и с первого занятия была в восторге от преподавательницы, чудесной Надежды Мурашовой. Позже я поняла, что этот восторг отчасти объясняется общим танцевальным опытом, который проявился в том, как она ведет пилатес.

(обещаю, я точно дойду до того, причем тут уроки фонетики)

Сейчас Надя в отпуске на каком-то танцевальном марафоне (интересно, а я смогу когда-то вернуть танцы в мою жизнь?), а 2 сегодняшних занятия (растяжка и пилатес) заменял другой преподаватель. И с одной стороны, я очень рада, что сходила на замену и подвигалась, иначе скорее всего просидела бы дома в позе зю, играя с дочкой. А с другой стороны, меня переполняют впечатления, и вместо того, чтобы идти спать, я пишу этот текст.

Заменный препод оказался из “классических” пилатесистов. Ну хорошо, благодаря моей ученице я примерно понимала различия и с любопытством проживала этот опыт. Он и сам по ходу урока давал много комментариев о различиях классики и “современного” подхода. Но в какой-то момент он сказал вещь, которая меня сильно зацепила: что он дает очень простые и четкие команды, а вот на обучении ему говорили “какие-то немыслимые вещи а-ля пятки погружаются в песок”, и он считает, что это совершенно лишнее.

А ведь это именно тот момент, который я узнала в уроках Виктории Боровской, и перенесла на мое преподавание фонетики. Произношение - это тоже движение. Но движения для речи родного языка мы совершенно не осознаем, а движения для иностранного языка могут быть другими - и кто-то их сам интуитивно ловит, а кто-то не может - таким ученикам нужно помогать. Помогать можно по-разному, но принципы ведь схожи с пилатесом: тело (и рот) у всех одинаковое, потенциал бытовых (и артикуляционных) движений вполне схож, но мозг не всегда это осознает, хотя может научиться. Как не все умеют двигать ушами или безымянным пальцем ноги (я научилась).

Мы можем давать прямые команды: подвинь язык вперед, опусти небную занавеску и зазвучи, - и человек с осознанной артикуляцией вполне сможет произнести этот звук (догадались, какой это французский гласный?). А тем, кому трудно осознавать содержимое своего рта (и это нормально!), нужно сначала научиться определять язык и им двигать в разных плоскостях, найти небную занавеску, контролировать ее движение. И образы нам здесь могут помочь намного эффективнее, чем прямые команды. Гладим небо, чистим зубы языком - мозгу легче перенести на движение какой-то знакомый образ (гладим, чистим), чем никогда ранее не осознаваемый (а где у языка верх?).

Зацепилась я сейчас за все это потому, что утром с подругой-психологом Светланой Березкой обсуждали, какие психологические сложности могут возникнуть при изучении иностранного языка и особенно - при работе с произношением. Мне кажется, на эту тему было бы интересно провести эфир.

А вы что думаете? Делитесь личным опытом и рассуждайте в комментариях!