Найти тему
Психология для жизни

Психология в эпоху Возрождения

Оглавление

Период перехода от феодальной культуры к буржуазной носит название Возрождения или Ренессанса. Название связано с тем, что в это время возрождаются античные ценности и бурно развивается наука и культура. Замечательно то, что именно в эпоху Возрождения в 1590 году появился сам термин «психология», благодаря работе немецкого ученого и мыслителя Гоклениуса. 

Развитие психологического знания в эпоху Возрождения проходило в борьбе со схоластикой и теологией. В это время предметом психологии выступает сознание. Впервые были проведены исследования способностей, изучение познания, эмоциональной сферы, аффектов. Широко использовался естественнонаучный подход к исследованиям психики. Были заложены основы дифференциальной психологии.

Сильное влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждали, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Эта концепция позволила ученым активно начать анатомические и психологические исследования. 

В эпоху Возрождения работали многие ученые, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами можно назвать:

🌀 Леонардо да Винчи

Великий учёный, мыслитель, живописец, живший и работавший сначала во Флоренции, затем при дворах различных князей. Леонардо да Винчи известен не только как гениальный живописец, но и как прекрасный анатом. Именно в анатомических исследованиях он видел путь изучения человеческих страстей, чувств и поведения. Большое внимание в анатомических опытах ученый уделял вопросам строения и работы двигательных систем организма. Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции.

Леонардо да Винчи пришёл к выводу о том, что движения человеческого тела происходят в соответствии с законами механики.

🌀 Пьетро Помпонацци

Итальянский мыслитель и философ, преподавал в Падуанском университете. Он написал известную работу «О бессмертии души». Ученый был последователем Аристотеля и Аверроэса.

Пьетро Помпонацци считал, что человеческий разум неотделим от тела, а душа смертна. Мышление человека, по его мнению, зависит от тела, а душа есть форма тела. 

По мнению Пьетро Помпонацци, существуют нематериальные существа или ангелы, способные к познанию без тела, и низшие существа - животные. Человек занимает место между животными и нематериальными существами и способен стать и ангелом, и животным.

Пьетро Помпонацци разрабатывал проблему нравственности и пришёл к выводу о том, что категорию нравственности стоит рассматривать исключительно в контексте смертности души, так как нравственность, построенная на вере в посмертное воздаяние, есть не что иное, как эгоизм. В истинной нравственности нет места эгоизму. Нравственность становится истинной только тогда, когда она ни на что не рассчитывает. Из вышесказанного Пьетро Помпонацци сделал вывод о том, что о нравственности можно говорить лишь отрицая бессмертия души.

🌀 Телезио Бернардино

Натурфилософ и борец со схоластикой. Он окончил Падуанский университет и является автором фундаментального труда «О природе вещей согласно ее собственным началам».

Бернардино Телезио основал в Неаполе академию естествоиспытателей с целью эмпирического изучения законов природы. Телезио считал, что: 

  • Главными движущими началами, воздействующими на материю, являются стихии тепла и холода. 
  • Холод властвует над землей, тепло над небом. 
  • Душа человека бессмертна, а вместе с душой человек наделён жизненным «духом».

Бернардино Телезио полагал, что в основе существования всего живого на земле лежит стремление к самосохранению. Так, в положительных аффектах у человека проявляется сила, то есть стремление к сохранению души, а в отрицательных аффектах проявляется слабость стремления к сохранению души.

🌀 Вивес Хуан Луис

Испанский философ, гуманист и педагог. Вивес являлся профессором университета Оксфорда и католического университета Лувена. Наиболее известна его книга «О душе и жизни», где он озвучил тезис о том, что необходимо изучать свойства и функции души, а не заниматься изучением того, что есть душа.

Вивес был противником схоластики и активным сторонником эмпирических исследований, выступал за использование методов наблюдения и эксперимента, тем самым противопоставив эмпирическое познание метафизическим учениям о душе. 

Хуан Луис Вивес считал, что самым эффективным способом управления чувствами является вытеснение слабого аффекта более сильным.

Вивес в книге "О душе и жизни" доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта. Основным способом, с помощью которого человек способен познать отдельные проявления его души, является внутренний опыт, или самонаблюдение. Он вывел некоторые основные характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

  1. различные степени интенсивности: легкая, средняя и сильная;
  2. длительность эмоциональных состояний;
  3. качественное содержание эмоциональных реакций (разделение их на приятные и неприятные, положительные и отрицательные).

Взгляды Вивеса подготовили почву для зарождения в Европе эмпирической интроспективной ассоциативной психологии.

🌀 Уарте Хуан

Испанский врач и философ, автор книги «Исследование способностей к наукам». В своем труде Хуан Уарте попробовал рассмотреть способности души в их связи с телесными характеристиками человека. Именно он предложил учитывать природные способности человека при выборе сферы деятельности. 

Хуан Уарте считал, что темперамент человека определяется во-первых, преобладанием в мозге одного из первоэлементов природы: огня, воздуха, земли или воды, а во-вторых, особенностями климата и кухни. По мнению Хуана Уарте, причиной всех основных изменений в человеческом организме и природе является огонь.

🌀 Бэкон Фрэнсис

Френсис Бэкон английский философ и государственный деятель. Он активно участвовал в политической деятельности своего времени, но главным для себя считал занятие наукой. Фрэнсис Бэкон полагал, что источник знания необходимо искать в эмпирических исследованиях. 

В 1620 году был опубликован труд Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон», в котором он изложил свое видение современного научного знания, описав новый метод получения знания и представив свою философскую концепцию. Согласно Фрэнсису Бэкону, для наук, данные которых основываются на чувственном опыте, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук методом доказательства является индуктивная логика. В своем трактате он указал целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, назначение которого быть использованным человеком.

В разработанной Бэконом теории познания проводится мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон основоположником этого направления в философии.

Бэкон разделял источники человеческих ошибок, которые возникают на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или «идолами»: 

  1. «Призраки рода» следуют из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
  2. «Призраки пещеры» это индивидуальные ошибки восприятия человека, как врождённые, так и приобретённые. «Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
  3. «Призраки площади или рынка» возникают из общественной природы человека, а именно общения и использования для этого языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
  4. «Призраки театра» это перенимаемые человеком от других людей ложные представления об устройстве мира и действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Кстати, известный афоризм: «ЗНАНИЕ - СИЛА» принадлежит авторству Фрэнсиса Бэкона.

Идеи Фрэнсиса Бэкона ознаменовали переход к новому этапу в развитии психологического знания в Европе - к Новому времени.

Новое время будет рассмотрено дальше.

Если вам удобнее читать мои тексты в телеграмм, то подписывайтесь на мой канал «Психология без волшебства»

Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ

Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам.

Сообщество Психология для жизни

〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️

Дорогие подписчики!

Я уже знаю, что вы любите читать разные истории из жизни, но, возможно, кому-то будет интересны и другие мои тексты, не связанные с вопросами психологии, скорее развлекательные и немного ностальгические романы, тогда заходите на мой новый канал ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ДРУГИЕ РОМАНЫ