Найти тему
Обсудим тему

Соревнование: хорошо это или плохо?

Нравится или не нравится нам этот вопрос, но надо признать , что человек всю жизнь соревнуется. Каждому хочется, чтобы у него были лучше, "чем у соседа" дом, машина, самая красивая жена, самый умный муж, самые талантливые дети, самый привлекательный блог... На работе нас убеждают, что мы должны доказывать, что мы лучшие учителя, рабочие, руководители. Доказывать ... участвуя в профессиональных конкурсах. И начинается эта гонка уже в школьном возрасте, а может быть и раньше. Мероприятиям соревновательного характера в школе нет числа.

А что по этому поводу говорят психологи? Полезны ли соревнования для детской психики? И что получит бонусом их участник — сильный характер или психологическую травму, которая будет мешать реализовываться во взрослом возрасте?

Одни считают, что серьезные занятия, например спортом, в детстве (с турнирами, победами и поражениями) становятся фундаментом для успеха во взрослой жизни. Особенно полезны полученный в детстве опыт самопрезентации, способность собраться и в самый важный момент показать себя с лучшей стороны. При этом крайне важна фигура тренера: именно он ответственен за то, чтобы неудачи не стали для ребенка травматичным опытом. Главный принцип любого педагога известен давно - не навреди!

Другие считают, что соревнования полезны не для каждого ребенка. Они могут стать хорошим опытом лишь в том случае, если психика уже достаточно зрелая. До какого-то возраста психика ребенка к конкуренции еще не готова. Только к начальной школе ребенок может воспринимать неудачу адекватно, а не как крах мира. Ребенок понимает, что мир не должен и не будет подстраиваться под него. Именно в этот момент он уже может воспринимать поражение как полезный, а не травматичный опыт. Проигрывая, он понимает: у другого ребенка всего лишь есть навык, которого у него пока что нет.

Сравнение и соревнование предполагает, что кто-то хуже, а кто-то лучше, что кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Важно - по какому критерию мы друг друга сравниваем, в чем соревнуемся? Ведь кто-то ест суп медленно потому, что он медленный от природы, а кто-то быстро - потому что очень уж любит суп и куда-то торопится. И скорость поедания супа не делает одного человека хуже, а другого лучше. Это по логике вещей не может быть критерием оценки человека и поводом для соревнования. А вот в «воспитательной» системе часто именно так и происходит. Делаешь как мне надо (например, быстро ешь) - хороший. Не делаешь - плохой. А твой темперамент, настроение, желание или вкус - не в счёт. Братья и сестры по природе конкуренты и борются за внимание и любовь родителей, а своими «соревнованиями» родители еще больше разжигают их конкуренцию. А ну-ка, покажите, кто сегодня больше заслуживает моей любви? Создается напряжение, обязательно будет тот, кто проиграл, его обида, а потом удивляемся, что они лупят друг друга. Очень тонка грань между игрой и издевательством, между манипуляцией и мотивацией.

Но вернемся к школе, конкурентная среда учит проигрывать, но не сдаваться. Как ни странно, но проигрыш дает больше познавательных стимулов, а значит, с точки зрения образования, он более ценен, чем победа. Уроки-рефлексии с учениками, которые по разным причинам отстают по программе и/или получили низкий балл относительно других в группе — это отличный шанс признать их достижения и проанализировать, какие из целей были достигнуты, какие — нет и вместе найти причину.

А внеурочная деятельность? Стоит ли мотивировать ученика не просто на участие, а именно на победу в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, как часто думают педагоги? Синдром отличника силен в наших рядах!👍(наверное, любимое эмодзи учителя)

А ведь некоторые дети испытывают сильный стресс от соревновательной атмосферы: начинаются проблемы со сном в преддверии важной даты, уровень тревоги значительно повышается, а при появлении мыслей о соревновании учащается сердцебиение. Поэтому важно обсудить со школьником его чувства и эмоции, а затем принять решение. Эксперты рекомендуют учитывать интерес ребенка к конкурсам и олимпиадам. Если он проявляет склонность к определенному предмету или области знаний, то его следует поддержать.
Школьник должен видеть смысл и ценность участия в конкурсах и олимпиадах, а не просто испытывать давление со стороны взрослых.

На фото мои ученицы- девятиклассницы - призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2024 года. Шли к этому несколько лет. Соревновательность налицо. На муниципальный этап вышли втроем, до регионального дошли вдвоем, обе стали призерами. А для меня они все победители. Надо пройти вместе через тернии к звездам, чтобы осмыслить подобный результат. Подготовка к олимпиадам требует от ученика упорства и усилий, систематической работы. Эти девочки ежегодно с 5 класса участвовали
и побеждали. Самым ценным является творческий процесс подготовки. В результате - комплекс навыков, необходимых для успешной учебы и жизни в целом: логическое мышление, умение анализировать информацию, работать в команде, выступать публично.

-2

Соревновательность - плохо это или хорошо - каждый ответит по-своему, а мой опыт показывает, что плюсов все-таки больше, чем минусов. Регулярно участвуя в состязаниях, дети-старшеклассники преодолевают страх перед экзаменами. Олимпиадные достижения становятся отличным дополнением к портфолио при поступлении. Участие в интеллектуальных соревнованиях повышает самооценку ребенка.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц