Я все еще верна чек-листам. Удобный и наглядный способ контролировать важные темы в занятиях — и мне, и детям себя проверять. Отметки о выполнении ставим вместе.
На картинках — чек-листы для Паши 5-6 лет и Ирины 8-9 лет. Черные — зимние, там нагрузка побольше.
Цветные — свежие, летние, по ним ориентируемся с этой недели.
До конца лета оставляю самый минимум, чтобы мозг не закис у обоих. Много гуляем, у мамы свои дела имеются, поэтому на занятия мало времени остается. Да и, честно говоря, не очень-то хочется детям напрягаться. Включили оба экстра-отпускной режим.
В группе раздаю версии для печати, а сама рисую от руки? Ну да. Это быстро. Такую сеточку нарисовать — дело нескольких минут. Версию на компьютере я дольше гораздо буду править под нужды текущего дня. Тем более что это только на месяц. Можно придать цвета и украсить, если есть желание. Можно дополнить список или отрезать лишнее. Максимальная гибкость и простота. Шаблоны даю для вдохновения и для любителей «печатного слова». Когда эти листочки будут работать?
✔ Небольшое число пунктов. Вот с Ириной мы зимой перестарались, и середина списка осталась без отметок на каждый день.
✔ В список попадают действительно важные вещи, а не все благие пожелания и полный перечень идей, чем вообще можно заняться. Тогда заполнять его будет долго и неприятно. Летом наверняка в большинстве клеточек будут пропуски. Так себе мотивация.
✔ В списке те занятия, что не стали еще привычкой, о которых детям стоит напоминать.
✔ Чек-лист заполняется каждый день. Либо сразу по мере выполнения, либо сразу по всем пунктам вечером. Это пиналка и поощрение одновременно. Поставить галочку — радость: я сделал, я справился! Не поставить — немой укор.
✔ По листам ведется анализ. Прошла неделя, смотрим: ни разу растяжкой не занимались, за синтезатор не садились. Что делать с этим будем? Отложим пока, не досуг? Не будем каждый день вокруг этих пунктиков напряжение создавать? Переведем в разряд дел «по настроению» и «пару раз в неделю достаточно»? Или все-таки нам сейчас это важно? тогда давай думать, как все это в наш день вписать.
Дети 5-6 лет и старше уже способны понимать время и то, что вечера не хватает на все-все занятия. Можно тайм-менеджменту учить и подключать к планированию их же занятий.
В список можно включать не только пунктики про занятия. У нас есть про порядок, про проблемные зоны. У Ирины — рабочий стол, у Паши — кровать в игрушках. Сюда же спокойно добавляется гигиена, дела по дому, уход за питомцами и любые привычки из списка. Все, что вы решили внедрять и все, что нуждается в вашем контроле или в самопроверке для ребенка.