Найти тему
ИндияСвами

Ваджра: оружие богов от Индры до Перуна

Ваджра - оружие богов-громовержцев в самых разных культурах и традициях всего мира.
Ваджра - оружие богов-громовержцев в самых разных культурах и традициях всего мира.

Ваджра - оружие богов-громовержцев в самых разных культурах и традициях всего мира - от индийских вед до славянского язычества. Это также ключевой элемент ритуалов буддийской Ваджраяны, который в санскрите ассоциируется с прочностью, подобной алмазу. Этот символ отражает абсолютное, непоколебимое и вечное состояние просвещения.

Истоки ваджры тянутся из древности, где она имела иное значение. Ваджра встречается в индуистских текстах как главное оружие Индры, бога неба и царя богов, в борьбе с асурами Намучи и Вритрой, которые лишили землю света и влаги, превратив ее в место, непригодное для жизни. После неудачных попыток победить демонов Индра обратился за помощью к одному из верховных богов - Вишну.

Битва с асурами

Иногда Ваджру Индры изображают как алмазный жезл. Изображение: exoticindiaart.com
Иногда Ваджру Индры изображают как алмазный жезл. Изображение: exoticindiaart.com

Вишну указал Индре, что только оружие, не являющееся ни твёрдым, ни жидким, способно уничтожить асуров. По велению Вишну, Тваштар, божественный ремесленник и кузнец, создал для Индры ваджру, оружие, излучающее молнии.

Победы Индры над Вритрой.
Победы Индры над Вритрой.

Благодаря ваджре, Индра разгромил асуров, освободив землю от их зловещего влияния. Этот эпический сражение Ригведа описывает в подробностях:

"Великий Индра, в руках которого молния Ваджра, стал палачом дракона; он расколол небесную твердь, даруя земле потоки жизненной влаги. Индра расколол горы, словно они были хрупкими сердцами. Тот огромный змей, что прятался в недрах гор, пал от его руки. Бог Тваштар создал для Индры его грозное оружие Ваджру. Как коровы, мчащиеся на поле, так бурные реки устремились к океану. Индра, непревзойденный в силе, выбрал себе божественный напиток Сому и напился его из трех сосудов. Благодаря щедрости Индры, в его могучей руке Ваджра стала орудием низвержения первородного змея".

Из оружия в символ мира: Изменение значения ваджры

Рис. 1 Ваджра Индры с открытыми концами. Фото: Etsy
Рис. 1 Ваджра Индры с открытыми концами. Фото: Etsy

В древних текстах, в частности в «Ригведе», упоминается о ваджре как о мощном оружии, которое бросается в врага. Описание от исследователя Нитина Кумара из статьи о тибетском буддизме так описывает ее образы разрушения:

Ваджра - это молния, вспыхивающая в небесах, сопровождаемая грохотом и огнем.

Изначально ваджра имела открытые зубцы, символизируя свою агрессивную сущность (см. рисунок 2). Однако переход от воинственного предмета к символу покоя произошел благодаря Будде Шакьямуни, который изменил форму ваджры, соединив ее зубцы. Так она стала скипетром, символизирующим спокойствие и духовность, что отражено в традиционных изображениях с лотосами на концах (см. рисунок 1).

Рис.2 Ваджра Индры в буддизме с закрытми концами.
Рис.2 Ваджра Индры в буддизме с закрытми концами.

Уникальность (или сходство?) мифологии разных народов

Однако оружие-молния встречается не только в буддизме и индуизме, но и множестве других древних традиций, где присутствуют божества-громовержцы.

Однако оружие-молния встречается не только в буддизме и индуизме, но и множестве других древних традиций, где присутствуют божества-громовержца.вняя традиция отсутствует, и каждая цивилизация формировала свою иконографию и мифологию независимо, опираясь на собственные исторические и географические особенности. И например, истории войн и завоеваний Америки не похожи на те, что передаются в Европе или Азии, подобно тому как различны национальные символы и обряды.

Однако, несмотря на это, мы можем заметить сходство в мифологических сюжетах и символах, пронизывающих культуры от Индии до других далеких регионов, что указывает на некую общность, преодолевающую границы времени и пространства.

В древних культурах часто встречается образ грозы и молнии как сил разрушения. Божества, связанные с небом и грозой, обычно владеют молнией как оружием. В греческой мифологии это Зевс, покоривший с её помощью титанов и утвердившийся во главе богов. Он получил это оружие от циклопов в знак благодарности за освобождение их из Тартара. Зевс также сражался с Тифоном, ужасающим стоглавым змеем, используя молнию. Изображения Зевса показывают его с жезлом, напоминающим молнию, которая иногда изображается с тремя разветвлениями на конце.

Битва Зевса и Тифона. Фото: en.wikipedia.org
Битва Зевса и Тифона. Фото: en.wikipedia.org

В древнем вавилонском мифе «Энума Элиш» также описывается похожая божественная схватка. В эпическом противостоянии Мардук, бог небес и воинственный защитник, сталкивается с Тиамат — чудовищной богиней. Предания гласят, что Тиамат замышляла страшные интриги против верховных богов, что вызвало у них страх и необходимость найти способ противодействия ей. Первоначальные попытки бога Эа справиться с угрозой не увенчались успехом, и он уступил место своему сыну.

Мардук задался целью победить Тиамат и предложил условие — в случае победы ему предстояло стать повелителем всего существующего.

Мардук и Тиамат. Ва. Рис 4
Мардук и Тиамат. Ва. Рис 4

Древние божества одарили Мардука мощным арсеналом для противостояния Тиамат. В него вошли стрелы, дубина и ловчая сеть. На гравюрах мы видим, как Мардук в руках держит ваджру-трезубец (см. рис 4). Божества подарили ему также невиданное прежде орудие битвы, цель которого — прекратить существование Тиамат, дозволив ветру развеять её кровь, направив в недра земли.

Обратите внимание, как все ваджры, от индийской до греческой и шумерской похожи.

Битва Мардука и Тиамат, современная интерпретация.
Битва Мардука и Тиамат, современная интерпретация.

Другие произведения искусства также наглядно демонстрируют этот летальный атрибут (см. иллюстрацию 5).

Переосмысление древних мифов

В скандинавской мифологии и ведических писаниях Ригведы существует свой образ ваджры — она воспринимается как металлическое оружие с многочисленными острыми зубцами. Ваджра, воплощённая в такой форме, встречается и в иных культурах.

Битва Перуна и Велеса в славянской мифологии

Игорь Ожиганов -- "Битва со змеем"
Игорь Ожиганов -- "Битва со змеем"

Например, в славянских легендах описывается как Перун, божество небес, вступает в борьбу с Велесом, мрачным змеем из недр земли. Перун каждый год отсылал врага обратно в подземелье с помощью своего топора (или копья), который обладал свойством возвращаться к хозяину, подобно молоту Тора, и был орудием справедливости. Кроме того, Перун, как бог-громовержец, повелевал молниями, используя их против своих врагов.

Ваджры в Австралии и Америке

Даже в Австралии существует похожее предание о небесных богах — братьях Вати Кутьяра, обладающих чудодейственным бумерангом, известным как Во-мур-ранг или магической дубинкой. Этот бумеранг славится уникальной способностью возвращаться к хозяину. Согласно легенде, их отец Кидили попытался осквернить первых женщин, но братья, метнув свой Во-мур-ранг, обезоружили отца, который затем исчез в водах озера.

В древних цивилизациях Южной Америки божественное оружие, способное поражать молниеносно, также играло ключевую роль в мифологии. Ацтеки воспевали бога Уицилопочтли, который, вооружившись «огненным змеем» Шиукоатль, победил свою сестру Койольшауки сразу после своего появления на свет.

А бог дождя майя Чаак и его ацтекский аналог Тлалок изображались с молниеносными топорами, символизирующими их могущество. Часто их также изображали с змеями, символами молний, которые они могли метать с горных вершин. В перуанской мифологии встречается бог Ильяпу, наделенный мощью пращи и дубинки, которыми он владел, соответственно, правой и левой рукой.

Ацтекский бог Тлалок изображен с топором-молнией в руках. 
Изображение: ancient-origins.net
Ацтекский бог Тлалок изображен с топором-молнией в руках. Изображение: ancient-origins.net

Уникальность мировых символов

В общем, мы видим, как символика, распространённая по всему земному шару, намекает на особенные истоки Ваджры. Как оружие богов Ваджра не является плодом человеческой фантазии. Его появление не связано с культурным развитием. Как представляется, оно реально существовало в материальной форме. Наши предки когда-то видели это оружие и оставили упоминания о нём. Только реальный контакт с этим поражающим ум оружием мог породить столь точные и детальные изображения.

Если предположить, что артефакты типа ваджры действительно существуют, то это заставляет нас задуматься о реальности божеств, владевших такими предметами. И это открытие могло бы радикально изменить наше восприятие самих себя, нашей роли в космосе мироздания, а также всего, что мы принимаем за истину.

Олег Дургин

Читайте также:

Наш Телеграм:

Индия Свами