Ваджра - оружие богов-громовержцев в самых разных культурах и традициях всего мира - от индийских вед до славянского язычества. Это также ключевой элемент ритуалов буддийской Ваджраяны, который в санскрите ассоциируется с прочностью, подобной алмазу. Этот символ отражает абсолютное, непоколебимое и вечное состояние просвещения.
Истоки ваджры тянутся из древности, где она имела иное значение. Ваджра встречается в индуистских текстах как главное оружие Индры, бога неба и царя богов, в борьбе с асурами Намучи и Вритрой, которые лишили землю света и влаги, превратив ее в место, непригодное для жизни. После неудачных попыток победить демонов Индра обратился за помощью к одному из верховных богов - Вишну.
Битва с асурами
Вишну указал Индре, что только оружие, не являющееся ни твёрдым, ни жидким, способно уничтожить асуров. По велению Вишну, Тваштар, божественный ремесленник и кузнец, создал для Индры ваджру, оружие, излучающее молнии.
Благодаря ваджре, Индра разгромил асуров, освободив землю от их зловещего влияния. Этот эпический сражение Ригведа описывает в подробностях:
"Великий Индра, в руках которого молния Ваджра, стал палачом дракона; он расколол небесную твердь, даруя земле потоки жизненной влаги. Индра расколол горы, словно они были хрупкими сердцами. Тот огромный змей, что прятался в недрах гор, пал от его руки. Бог Тваштар создал для Индры его грозное оружие Ваджру. Как коровы, мчащиеся на поле, так бурные реки устремились к океану. Индра, непревзойденный в силе, выбрал себе божественный напиток Сому и напился его из трех сосудов. Благодаря щедрости Индры, в его могучей руке Ваджра стала орудием низвержения первородного змея".
Из оружия в символ мира: Изменение значения ваджры
В древних текстах, в частности в «Ригведе», упоминается о ваджре как о мощном оружии, которое бросается в врага. Описание от исследователя Нитина Кумара из статьи о тибетском буддизме так описывает ее образы разрушения:
Ваджра - это молния, вспыхивающая в небесах, сопровождаемая грохотом и огнем.
Изначально ваджра имела открытые зубцы, символизируя свою агрессивную сущность (см. рисунок 2). Однако переход от воинственного предмета к символу покоя произошел благодаря Будде Шакьямуни, который изменил форму ваджры, соединив ее зубцы. Так она стала скипетром, символизирующим спокойствие и духовность, что отражено в традиционных изображениях с лотосами на концах (см. рисунок 1).
Уникальность (или сходство?) мифологии разных народов
Однако оружие-молния встречается не только в буддизме и индуизме, но и множестве других древних традиций, где присутствуют божества-громовержцы.
Однако оружие-молния встречается не только в буддизме и индуизме, но и множестве других древних традиций, где присутствуют божества-громовержца.вняя традиция отсутствует, и каждая цивилизация формировала свою иконографию и мифологию независимо, опираясь на собственные исторические и географические особенности. И например, истории войн и завоеваний Америки не похожи на те, что передаются в Европе или Азии, подобно тому как различны национальные символы и обряды.
Однако, несмотря на это, мы можем заметить сходство в мифологических сюжетах и символах, пронизывающих культуры от Индии до других далеких регионов, что указывает на некую общность, преодолевающую границы времени и пространства.
В древних культурах часто встречается образ грозы и молнии как сил разрушения. Божества, связанные с небом и грозой, обычно владеют молнией как оружием. В греческой мифологии это Зевс, покоривший с её помощью титанов и утвердившийся во главе богов. Он получил это оружие от циклопов в знак благодарности за освобождение их из Тартара. Зевс также сражался с Тифоном, ужасающим стоглавым змеем, используя молнию. Изображения Зевса показывают его с жезлом, напоминающим молнию, которая иногда изображается с тремя разветвлениями на конце.
В древнем вавилонском мифе «Энума Элиш» также описывается похожая божественная схватка. В эпическом противостоянии Мардук, бог небес и воинственный защитник, сталкивается с Тиамат — чудовищной богиней. Предания гласят, что Тиамат замышляла страшные интриги против верховных богов, что вызвало у них страх и необходимость найти способ противодействия ей. Первоначальные попытки бога Эа справиться с угрозой не увенчались успехом, и он уступил место своему сыну.
Мардук задался целью победить Тиамат и предложил условие — в случае победы ему предстояло стать повелителем всего существующего.
Древние божества одарили Мардука мощным арсеналом для противостояния Тиамат. В него вошли стрелы, дубина и ловчая сеть. На гравюрах мы видим, как Мардук в руках держит ваджру-трезубец (см. рис 4). Божества подарили ему также невиданное прежде орудие битвы, цель которого — прекратить существование Тиамат, дозволив ветру развеять её кровь, направив в недра земли.
Обратите внимание, как все ваджры, от индийской до греческой и шумерской похожи.
Другие произведения искусства также наглядно демонстрируют этот летальный атрибут (см. иллюстрацию 5).
Переосмысление древних мифов
В скандинавской мифологии и ведических писаниях Ригведы существует свой образ ваджры — она воспринимается как металлическое оружие с многочисленными острыми зубцами. Ваджра, воплощённая в такой форме, встречается и в иных культурах.
Битва Перуна и Велеса в славянской мифологии
Например, в славянских легендах описывается как Перун, божество небес, вступает в борьбу с Велесом, мрачным змеем из недр земли. Перун каждый год отсылал врага обратно в подземелье с помощью своего топора (или копья), который обладал свойством возвращаться к хозяину, подобно молоту Тора, и был орудием справедливости. Кроме того, Перун, как бог-громовержец, повелевал молниями, используя их против своих врагов.
Ваджры в Австралии и Америке
Даже в Австралии существует похожее предание о небесных богах — братьях Вати Кутьяра, обладающих чудодейственным бумерангом, известным как Во-мур-ранг или магической дубинкой. Этот бумеранг славится уникальной способностью возвращаться к хозяину. Согласно легенде, их отец Кидили попытался осквернить первых женщин, но братья, метнув свой Во-мур-ранг, обезоружили отца, который затем исчез в водах озера.
В древних цивилизациях Южной Америки божественное оружие, способное поражать молниеносно, также играло ключевую роль в мифологии. Ацтеки воспевали бога Уицилопочтли, который, вооружившись «огненным змеем» Шиукоатль, победил свою сестру Койольшауки сразу после своего появления на свет.
А бог дождя майя Чаак и его ацтекский аналог Тлалок изображались с молниеносными топорами, символизирующими их могущество. Часто их также изображали с змеями, символами молний, которые они могли метать с горных вершин. В перуанской мифологии встречается бог Ильяпу, наделенный мощью пращи и дубинки, которыми он владел, соответственно, правой и левой рукой.
Уникальность мировых символов
В общем, мы видим, как символика, распространённая по всему земному шару, намекает на особенные истоки Ваджры. Как оружие богов Ваджра не является плодом человеческой фантазии. Его появление не связано с культурным развитием. Как представляется, оно реально существовало в материальной форме. Наши предки когда-то видели это оружие и оставили упоминания о нём. Только реальный контакт с этим поражающим ум оружием мог породить столь точные и детальные изображения.
Если предположить, что артефакты типа ваджры действительно существуют, то это заставляет нас задуматься о реальности божеств, владевших такими предметами. И это открытие могло бы радикально изменить наше восприятие самих себя, нашей роли в космосе мироздания, а также всего, что мы принимаем за истину.
Олег Дургин