Федеральный судья постановил 5 августа, что поисковый бизнес Google нарушает антимонопольное законодательство США. В своем решении, вынесенном в Окружном суде США в Вашингтоне, округ Колумбия, судья Амет Мехта отметил: «Google является монополистом и действует как таковой, чтобы сохранить свою монополию».
Хотя Google заявила о намерении подать апелляцию, это решение будет иметь длительные последствия.
Соглашения о распространении
Как отметил судья Мехта, в 2020 году почти 90% всех поисковых запросов в интернете проходили через Google. В центре внимания решения суда — соглашения Google о распространении, которые позволяют компании охватить максимальное количество пользователей. Google тратит миллиарды долларов на оплату услуг сторонних компаний — разработчиков веб-браузеров, производителей мобильных устройств, операторов связи — чтобы оставаться поисковой системой по умолчанию. Только Apple в 2022 году получила 20 миллиардов долларов за то, чтобы сделать Google стандартным поисковиком в Safari.
Для Google каждый новый пользователь — это источник новых данных и ещё больший доход от рекламы. Как указано в решении, доходы Google от рекламы выросли с 47 миллиардов долларов в 2014 году до 146 миллиардов долларов в 2021 году.
Решение суда
В 2020 году Министерство юстиции США подало два иска против Google. Один из них утверждал, что соглашения о распространении нарушают Закон Шермана, запрещающий действия, ограничивающие торговлю и конкуренцию. Второй иск касался того, что Google Ad Manager ограничивает конкуренцию в сфере рекламных технологий.
Судья Мехта, рассматривая первый иск, пришел к выводу, что Google действительно нарушил Закон Шермана, указав следующее:
- Общие поисковые сервисы и поисковая реклама — это отдельные рынки,
- Google обладает монопольной властью на этих рынках,
- Соглашения о распространении Google являются эксклюзивными и антиконкурентными,
- Google не представил убедительных оправданий с точки зрения конкуренции для этих соглашений.
Судья также пришел к выводу, что Google взимает "сверхконкурентные" цены за текстовую рекламу в общем поиске, что подтверждает его монопольное положение.
Мехта не объявил штрафов или санкций в ожидании апелляции Google.
Рекламодатели
В краткосрочной перспективе это решение мало повлияет на эффективность рекламы. Вероятно, Google прекратит заключение новых соглашений о распространении. Даже если решение суда останется в силе, неясно, когда и если эти соглашения прекратятся. Например, соглашение с Apple действует до 2026 года.
Тем не менее, рекламодателям следует рассмотреть альтернативные варианты, помимо Google. Вероятно, на рынке появятся новые поисковые провайдеры, хотя Google, скорее всего, останется самым популярным. (Соперники с ИИ-технологиями пока не смогли поколебать доминирование Google, согласно SparkToro.)
Будущее законодательство может обязать платформы, такие как Safari, предоставлять пользователям более ясный выбор предпочтительной поисковой системы. Мы уже видели аналогичную ситуацию с конфиденциальностью пользователей. Веб-сайты обязаны быть прозрачными в отношении того, как они используют и собирают данные, и предоставлять пользователям возможность отказаться от отслеживания.
Это решение может предвещать аналогичные иски. Второе дело Министерства юстиции против Google Ad Manager будет рассматриваться в сентябре, а Федеральная торговая комиссия уже предъявила обвинения Amazon и Meta в антиконкурентных практиках.