Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Избегание действия

Желание быть богатым и здоровым не вызывает удивления, равно как и стремление избежать бедности и болезней. Когда мы хотим чего-то, но не знаем как это получить – мы обращаемся к другим людям: расспрашиваем, читаем книги, смотрим лекции, идем на курсы и тренинги. Но порой, даже зная что и как делать, некоторые из нас так и не переходят к активным действиям. Откладывая, прокрастинируя, “выдумывая”, “забывая”, “не успевая” – различными способами избегаем понятных и нужных действий, направленных на достижение важной цели или избегания угрозы. И причиной тому – неуверенность в себе, страх, негативный прогноз.

Обычно мы осознаем лишь часть этих чувств, а следовательно и воздействовать на них практически не можем. Это и понятно – лингвистическая картина мира: слова, знаки, значения и смыслы “прописаны” в коре больших полушарий, а наши чувства и эмоции – порождение более древней части нашего мозга – лимбической системы и “рептильного мозга”. Осознавание, различение и называние чувств и эмоций – специально тренируемый навык, важная ступень познания себя. Наш опыт по-разному отображается в различных частях мозга, а “переводить” с “языка” чувств в язык слов в школе не обучают, и лишь немногие из нас самостоятельно смогли продвинуться в этом нелегком деле.

Большая часть наших внутренних конфликтов – это конфликты между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями. При этом неосознаваемые потребности обычно удовлетворяются с помощью “автоматизмов” – действий, некогда непростых и осознанный, но постепенно ставших привычными и более не требующими нашего пристального внимания. С каким трудом даются малышу первые шаги, это для него сложные действия, но взрослый здоровый человек шагает по ровной дороге не задумываясь, однако, в горах или по болоту мы передвигаемся иным способом – осознанно. Также и первые уроки на вождения требуют полной концентрации внимания, тогда как опытный водитель может непринужденно поддерживать разговор с попутчиком и даже оживленно спорить, но туман, ливень или гололед полностью меняют картину его поведения.

Родившись когда-то как лучшее решение в определенной ситуации, наши привычки постепенно покидают зону осознавания, и начинают воспроизводиться нами к месту и не к месту, в подобных, но весьма отличающихся обстоятельствах. Но мы этого, увы, не замечаем и удивляемся: “Почему “лыжи не едут?” Именно выявление и осознавание неудовлетворенных потребностей и привычных, повторяющихся паттернов поведения являются одной из основных задач психотерапии. И лишь затем стоит переходить к поиску и расширению репертуара поведенческих стратегий. При этом, на мой взгляд, особое внимание следует уделять поддержке клиентов, особенно на начальных этапах терапии. Но об этом мы поговорим в последующих статьях.

С заботой о вас, ваш психолог Максим Матюша.

WhatsApp Telegram +7921 942 8232

Автор: Максим Матюша
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru