Нарциссизм является для человека заменителем любви к объекту. Он позволяет справиться с зависимостью от другого, властью другого над тобой и последствиями.
Как вы читали из моих статей про пожирающего родителя и истерическую мать, именно рождение мальчика льстит женщине. Разумеется, не всем. Но часто в сети нахожу комментарий «самую большую любовь я родила себе сама» - и это описывает указанный мною феномен. Мальчик не понимает женский мир, мама не понимает мужской. В тревоге не справиться каждый вкладывает больше усилий во взаимодействие, в результате чего оно становится напряженным.
Это напряжение для ребенка-нарцисса можно ослабить только ценою своего выкупа. Грубо говоря, он должен стать перфекционистом, чтобы в 20 лет быть миллионером и жить на вилле, и тогда родительский дом его отпустит.
Ненасытность потребностей, как и страх сталкиваться со своими границами возможностей – это больше «мужская» история. Потому что, несмотря на свой нарциссизм, девочкам позволено меньше чувствовать свою принадлежность матери, когда они начинают обращать внимание на папу и вообще мальчиков.
У девочек меньше необходимость откупаться, хотя тоже присутствует. Но вместо необходимости откупаться у них чаще появляется желание ПОБЕДИТЬ родителя. Под этим желанием лежит на самом деле потребность доказать, что и она, девочка, вообще чего-то стоит. Но ощущение своей стоимости настолько шатко для них, что признать свою значимость можно только, если внешних показателей успеха будет много: много денег, мужчин, идеальное тело, дом и путешествия.
В отличие от зависимых, которые свои трофеи тащат родителям, чтобы спасти их, нарциссы тащат свои трофеи родителям, чтобы их публично превзойти.
Чем больше трофеев, тем как будто больше права на целостность и автономность.
Примечательно, что мужчина-нарцисс не тащит СВОИ трофеи родителям. Собственные успехи он приберегает для себя за редким исключением. Родителям мужчина-нарцисс тащит то, что, по его мнению, нужно им. Т.е. он сам решает за родителей, чего они хотят. И как будто дает это им.
Женщина нарцисс находится в более уязвимой позиции, потому что тащит родителям то, что значимо ей самой. Ждет, что родитель одобрит, и никогда не получает достаточной поддержки. Так в душе женщины-нарцисса рождается злобность и мстительность.
Откуда такая разница?
Помним из статьи о нарциссах, что мужчины-нарциссы как будто победители по жизни от того, что родились мужчинами. У них есть потентность. И ее доказывать не надо, она сама «выпирает».
А женщина, воспитанная в духе нарциссизма, как будто недо-мужчина и ей свою потентность надо доказывать раз за разом. Поэтому женщины-нарциссы БОЛЕЕ чем мужчины стремятся обладать. Напомню, что случаи бывают разные, но мы в статье рассматриваем тенденции.
Например, вы едете с ребенком в машине и включили свою музыку. Мальчик-нарцисс переключит (не спрашивая), потому что хочет послушать другую музыку. А девочка-нарцисс переключит вашу музыку, чтобы проверить свое право на переключение вашей музыки. Даже если она скажет «Фу, что за … ты слушаешь» - это не унижение вас, а лишь способ утвердиться над вами.
Способ утверждения над другими людьми у нарциссов бесхитростен: статус, деньги, власть, ум, эротизм. Как будто ничего нового. Но здесь важно подчеркнуть, что нарцисс с этим всем ИДЕНТИФИЦИРУЕТСЯ. Правильнее было бы сказать, что его ум или сумма на счету назначается тем органом, который будет обладать окружающими, проникая в них.
Я думаю, аналогия очевидна, само слово произносить не требуется. Тем более что, как ни странно, значение самого детородного органа у нарцисса не такое и большое. Потому что у мужчин-нарциссов, как мы помним, это наличие удостоверено и обжалованию не подлежит, а у женщин его нет вообще. Так что фалличность и для мужчин-нарциссов, и для женщин-нарциссов проявляется в том, что они способны сделать со своим окружением.
Однако у женщин этой категории есть дополнительный способ обеспечить себе непререкаемое обладание – ребенок. Ребенок становится своеобразным «нарциссическим расширением», т.е. продолжением матери во всех смыслах. И не да Бог он будет не таким, как она хочет.
У матери-нарцисса ребенок как будто является продолжением ее тела. Если он нормотипичен и не доставляет ей явных неудобств, она обеспечит его первичным нарциссизмом, т.е. накачает его самооценку до краев. Она его правда любит и желает ему всего самого лучшего. Но в ее голове достигнуть лучшего можно только КАК ОНА и никак иначе. Поэтому, стоит ребенку проявить качества, которые мать сама себе не позволяет, так он узнает всю палитру материнского отвержения.
Развитием подобного сценария опасна ситуация, когда женщина долго не может родить ребенка и для нее рождение становится сверхценностью. «Если я не рожу, и жить не стоит». Женщина отказывается от своей жизни, надеясь, что рождение ребенка ей эту жизнь предоставит. Ловите суть? Т.е. он, ребенок, должен будет заставить мать захотеть жить. В таком случае ребенок обязательно станет материнским нарциссическим расширением со всеми вытекающими.
Механизм обладания для нарцисса предназначен не только для того, чтобы вызывать восторг. Но и одновременно для защиты от вторжения. Нарциссы стремятся иметь столько денег, сколько обеспечит им всеобщее внимание при минимуме притязаний. Иными словами, чтобы восхищались, но не лезли. Также и красота нарциссической женщине нужна не столько для того, чтобы привлечь внимание, сколько для отпугивания посягающих на ее владения. Она настолько красива и умна, что к ней никто не должен подходить.
Проблемы нарциссических мужчин проявляются, прежде всего, в их отношениях с партнером. Во взаимодействии с социумом их фалличность безусловна. А вот когда дело доходит до отношений, то страх, что будут обладать ИМ, препятствует получению удовольствия. За этим всегда стоит страх, что его потенциал не будет оценен, что он окажется слишком мал, что он будет «переигран».
Женский нарциссизм основан на стремлении получить этот потенциал и связанную с ним власть и автономию. При этом женщине менее важно, ЧТО является механизмом обладания: тело, ум, деньги или ребенок. Она выбирает из того, что получается.
Выбрав одно или два «направления», она придает им не просто сверх-значимость, но и идентифицирует их с собой. Если кто-то начнет осуждать ее механизм обладания, например, тело, она тут же кинет этого человека в черный список и перестанет с ним общаться. Или уволит, если кто-то начнет посягать на ее статус. И уже не дай Бог кто-то не будет согласным с ее методами воспитания ребенка.
Мужчина же менее свободен в выборе средств реализации и соответственно механизмов обладания в силу социальных стереотипов. Но поскольку он не выдает на общественное обозрение то, что особо значимо для него, он менее уязвим. Свое сокровенное он держит для себя и в связи с этим чаще испытывает синдром самозванца.
Когда посягают на ее\его механизм обладания, нарцисс чувствует, что его как будто пытаются убить, нивелировать… И его ярость будет несоразмерна обстоятельствам.
В этом разница, например, с истерической личностью. Для последней возможность получить признание – это ОТКАЗ от своего я. А нарцисс не только НЕ отказывается, он свою идентичность проецирует на какие-то стороны жизни, говоря: «я – это мои деньги» или «я – это мой ребенок».
Подборки всех статей по тематикам:
Работа с чувствами (кроме боли)