Когда мы проходили трудный путь реабилитации с моим старшим сыном –недоношенным ребёнком (2013-2015 гг) об остеопатах у нас не говорили. Слышала что-то краем уха, что есть такие специалисты, но не более того. У нас только-только «входили в моду» диагнозы аутистического спектра и всякие АВА-терапии.
Мне про аутизм в связи с моим старшим сыном 2013 года рождения впервые сказали году в 2016-2017 примерно, а вот младшего сына, рождённого в 2019 году первым делом, услышав мои жалобы на нарушение речевого развития, отправили на диагностику аутизма.
У младшего нет аутизма, и даже черт аутистических никаких нет, но сейчас так положено – всех на аутизм проверять. Мы с ним были у двух разных психиатров, у несчётного количества неврологов, нейропсихологов, дефектологов. Все единодушны во мнении – ребёнок здоров. Но вот что с речью непонятно. В 3 года написали, что у ребёнка нарушение экспрессивной речи, а в 4 года записали в карте «моторная алалия». ЗПР нет.
Но у сына есть врождённое заболевание глаз, и вот как раз будучи на оперативном лечении в стационаре, я впервые услышала от мам других детей об остеопатах. Говорили, что ходить начинают почти безнадёжные дети, и говорить неговорящие, предъявляли своих детей как доказательство. Мне эти дети казались более больными, чем мой ребёнок, все те дети имели задержку психического развития, заметную для родителей, имеющих здоровых детей, у многих были и диагнозы помимо глазных: аутизм, ДЦП. У моего ребёнка никаких сопутствующих диагнозов не было, он вёл себя точно также, как и здоровые дети, умел всё то же, что и ровесники. Если не знать, что не говорит, то ничего нездорового не заподозришь.
Мне есть с чем сравнить. Когда мой старший сын играл на детских площадках, с ним почти никогда не пытались заговаривать, потому что было очевидно, что с ребёнком что-то не так, и вероятнее всего он не умеет говорить. Более того, когда он уже умел говорить, люди спрашивали у меня, умеет ли он говорить. Когда же люди/дети пытаются разговаривать с моим младшим сыном, они могут с недоумением поинтересоваться: ты почему не отвечаешь? Сын очень коммуникабельный и общительный, он на детских площадках всегда включается в общую игру.
В общем дали мне контакты какого-то чудо-специалиста, который разъезжает по городам России и ведёт приёмы. Но когда я узнала о стоимости приёма, я передумала записываться – 10 тысяч рублей. Периодичность приёма назначает специалист. Кто-то раз в месяц посещает его, кто-то три, а кто-то пять. И что-то закрались в мою душу подозрения, что периодичность зависит от платёжеспособности родителей, которую проницательный специалист умеет считывать.
Но, видимо, такая стоимость помогла мне смириться с местными ценами, и я записала сыновей к нашей целительнице, которая берёт «всего лишь» 3 тысячи рублей за сеанс.
Мне эту целительницу рекомендовала заведующая психо-неврологического отделения детской областной больницы. Она сказала, что видела детей после лечения у этого остеопата, и результат там отличный. Только не говорите мне, что она в доле, я и сама это могу начать подозревать.
Остеопат работает в детской областной больнице хирургом, говорят у неё природный дар чувствовать руками неполадки в организме. Я пришла к этому врачу, она стала листать свою тетрадь с записями страждущих лечения и сказала, что всё расписано на два месяца вперёд, только в сентябре я смогу выбрать удобный день, либо мне она может предложить одно окошко через месяц (а разговор этот состоялся в начале июля). День и время для меня были неудобными, но деваться некуда, согласилась.
Ехать предстояло в деревню недалеко от города. Приехали. Добротный дом, рядом на участке, по всей видимости, баня, вот туда-то нас и пригласили.
По запаху точно баня, по обстановке – массажный кабинет: кушетка, письменный стол, диван для ожидающих, рукомойник типа «мойдодыр». Туалет типа «нужник-скворечник» за баней.
Врач подробно расспросила о течении моих беременностей, в следствие которых родились привезённые на приём дети, о родах, о развитии в первый год и дальнейшем, выслушала все жалобы на текущее время. Внесла записи в свой журнал.
Я, несмотря на то, что предварительно прочитала в интернете, кто такие остеопаты и как они лечат, всё равно так этого и не поняла. Мне представлялось, что должно быть что-то вроде массажа. Но ничего похожего. Одежду с детей снимать не пришлось.
Врач через одежду, едва прикасаясь, поводила руками над животом, подержала руку где-то в паху под бёдрами, провела в районе шеи и затылка. Надела перчатку ввела палец в рот и поводила им по нёбу. Всё. Пол часа на каждого ребёнка.
Во время манипуляций старший сын был как будто в дрёме, а младший улыбался, что-то лопотал и крутил в руках игрушку, потом позвал меня и сказал, что хочет уйти.
Я вышла с приёма с облегчившимся кошельком и чувством недоумения.
Пока мы ждали такси, приехала машина, и женщина повела на приём девочку лет четырёх, девочка плакала и не хотела идти. Вышла остеопат и сказала, что в таком состоянии лечиться нельзя, ребёнок должен успокоиться. Она показала девочке на моего сына и сказала: смотри, мальчик такой же маленький с мамой стоит и не плачет, ему понравилось. Сын прильнул ко мне и сказал, что ему не понравилось, и он больше не хочет сюда (это была не чистая речь, нет, но я поняла).
Я расспросила у старшего сына, что он чувствовал во время манипуляций остеопата. Он ответил, что видел сны наяву и сразу их забывал.
Следующий визит нам назначен через месяц.
Не могу поверить в такое лечение. Причём, наверно, не смогу, даже если младший быстро заговорит. Он ведь работает с отличным логопедом, дефектологом, он посещает логопедическую группу детского сада, все врачи уверены, что это редкий случай позднего старта речи, но у ребёнка точно всё будет хорошо. Так почему я должна поверить в остеопатию, а не в результат слаженной работы других специалистов?
Но.
Остеопат не так прост.
Он сказал, что обязательным условием для того, чтобы лечение помогло должно быть хорошее рациональное сбалансированное питание, режим дня и занятия со всеми рекомендованными специалистами.
Каково?
Конечно, жёсткий режим дня решает множество проблем, хоть и многие мамы утверждают, что их ребёнку не комфортно в режиме. Нет. Это мамам не комфортно в режиме, они не привыкли. А ребёнку, особенно нездоровому, особенно с какой-либо психиатрией режим необходим, он как оплот стабильности и уверенности в жизни. И от питания многое зависит.
Так что не знаю, не знаю, что и думать.
Однако при этом остеопат предупредила, что нельзя принимать медикаментозную терапию и проходить физиолечение.
Но вот если в состоянии старшего сына что-то изменится, то я, пожалуй, уверую в остеопатию. Потому что у старшего много проблем, в том числе и с речью. Многие специалисты работали, но постепенно мы отказались от всех, кроме психологов, потому что изменений и улучшений не было годами.
Расскажите о своём опыте работы с остеопатами, если таковой имеется. Какие манипуляции проводились, как часто, какие изменения последовали? И сколько это стоит в вашем регионе и регион называйте, пожалуйста.
А я решила принимать решение о продолжении или отмене терапии после трёх сеансов. Или больше надо?