Петровск Саратовский. У Времени в Плену.
Чаще всего, мы совсем не задумываемся о том, что используя чьё-то довольно меткое высказывание или название мы, тем самым, невольно нарушаем какую-то определенную гармонию в природе…, ту гармонию, что до нас была подготовлена временем и приобрела в себе единственно верное отражение своей сущности в словах того или иного человека.
Можно что угодно говорить или доказывать, но, к сожалению, «это так»… и «с этим» невозможно не согласиться…
Кому-то из читателей может показаться не совсем обычным моё начало сегодняшней статьи, хотя, если честно, это обращение, в первую очередь, к себе самому. И дело, может быть, даже не в самих названиях и их заимствованиях. Суть происходящего, как правило, находится гораздо глубже, гораздо все сложнее на самом деле, чем нам хотелось бы, но до неё – этой самой сути - мы вместе обязательно должны «докопаться»…
На то ОНА и ИСТОРИЯ.
И первое, на что я бы хотел обратить внимание – это то, что гостиница «Биржа» и «Номера Соршер» это совершенно разные гостиницы г.Петровска Саратовской губернии, которые имели место находиться здесь в 1917 году.
Честное слово, даже не обратил внимания на слова Натальи Александровны, мельком брошенные ей после целого дня «мытарств» по различным городским управам Петровска: …Еще раз поблагодарив за исполнение просьбы, пошла домой в номера «Соршер», куда вчера перешла, испугавшись грязи «Биржи»…
Без Царя в голове — Взгляд — Публикации...
благовестсамара.рф›-public_page_30999
И здесь же автор, опубликовавший её мемуары, приводит следующее дополнение о петровской гостинице Соршер: Двухэтажная гостиница в Петровске, хозяйка которой — Соршер Раиса Моисеевна.
Кстати, довольно интересными оказались и сноски (дополнительные разъяснения к публикации) в конце воспоминаний Н.А.Ивановой.
Вот некоторые из них:
… Сергей — бывший кучер автора дневника, после событий 1905 года присматривал за остатками усадьбы в Круглом.
От автора: Довольно интересными мне показались воспоминания «бывшего кучера Сергея», изложенные на основе его восприятий и непосредственной оценке происходящих событий тех дней.
… Грабово, или Грабовка, поместье, в 1823 году приобретенное Устиновыми, которые построили в нем церковь (уничтожена в лихолетье) и дворец (ныне в нем психиатрический диспансер) и создали образцовое сельскохозяйственное предприятие, последним владельцем был Николай Михайлович Устинов (1886 — 1974), женатый на Марии Владимировне Шаховской (1897 — 1955). В 1918 г. местные крестьяне помогли бежать супругам Устиновым с годовалым сыном от преследований местного комиссара. Умерли в эмиграции.
От автора: здесь я бы отметил не столько что-то новое об Устиновых, как довольно существенное дополнение «автора мемуаров Н.А.Ивановой» об их поместье в Грабово.
Скажу честно, впервые услышанное мной предположение о том, что одно из «Устиновских зданий» в Петровске могло использоваться в 1917 году в качестве «Биржи» для меня первоначально вызвало лишь недоумение…
Дореволюционный театр, ДОСАФ, один из цехов завода «Молот» - это всё, что до этого мне приходилось слышать об истории этого здания…
Хотя, можно и предположить, что это довольно неполный перечень того, что здесь находилось за время его существования.
Второе здание Устиновых (сохранившееся до сих пор), это бывшая женская гимназия…, но я сейчас не об этом…
Я бы предложил обратить внимание, как к этим двум зданиям возрастает народный спрос в революционные годы 20 столетия. Вот оно – торжество народного единства…
Но это будет чуть позже.
А пока что на дворе 1912 год – «новое и очень хорошее здание» казначейства и предположительно где-то рядом с ним должна находиться гостиница «Биржа».
Как говорится, найдите существенные различия на этих двух фото…
Сразу скажу – не уверен…
Может, и на месте современного здания почта-телеграф находилось что-то похожее на здание гостиницы.
Но, почему-то сегодня забрел я именно сюда…
Вот она настоящая история города: век прошлый – дореволюционный, век советский, связанный с историей завода «Молот» и век настоящий…
И каждый этаж готов представлять свой век.
Кстати, чуть не забыл… есть ещё и подвал.
А, кирпич то, какой!
И это, как я понял лишь представители послереволюционного периода истории.
А копнуть поглубже, и Устиновский оттиск появится!
Да, уж…
И сказать то нечего.
Даже забыл – зачем и тему то сегодняшнюю начинал…